Иван Сизов
апрель 2017.
121

Почему приверженцы науки/религии, в большинстве своем одинаково опасливо отступают от догм/постулатов?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Догма - как правило, какой-то либо факт, закрепленный в умах миллионов людей на протяжении многих веков. Логично предположить, что для многовековой веры в такие догмы у людей были определенные основания, в том числе закрепленные в Библии, Коране (нужное подчеркнуть). Каждый выход за такие догматичные рамки сопровождается разрывом со всем предыдущим наследием той или иной религии, достаточно вспомнить Лютера и начавшуюся после него Реформацию, изрядно потрепавшую нервы католикам. Поэтому нежелание уходить от догматики обусловлено в первую очередь страхом.

О жизни и долголетии Можно ли вычислить вероятное количество оставшихся лет своей жизни, и если да, то как?Какой самый первый признак (который я могу обнаружить сам) того, что я 100% болен каким-то смертельным заболеванием?Как японцы доживают до 80 лет, постоянно питаясь лапшой быстрого приготовления?Задавайте вопросы экспертам

Полагаю, что психолог ответит лучше, но раз спросили...) На мой взгляд, эти люди попросту не имеют веры. И неважно, в Бога или в науку/идеологию/вождя/что угодно. Слепым догматизмом прикрывают своё неведение и свой страх перед тем, что Христос предложил Своим ученикам - отплыть на глубину. Если буквально, то - включить разум, задавать вопросы, искать истину, даже сомневаться, но всё равно продолжать поиск. Этих тревог можно избежать или закрывая глаза и приговаривая "я в домике" (просто избегать мыслей о Боге и Вечности), или с помощью кипящей ярости борца за чистоту веры (фанатики редко хоть немного знают то, что "защищают"). 

Католическая Церковь в лице св. Иоанна Павла II и Святейшего Oтца Бенедикта XVI учит верить разумно. Этой теме посвящена написанная одним и написанная другим энциклика Fides et Ratio ("Вера и разум") - на русском языке, на других языках. Этой теме посвящена одна из катехез Бенедикта XVI из серии "Беседы о вере".

Есть такая прекрасная книга - "Ключи от Царства". Её в далёком 1942 году написал замечательный шотландский романист Арчибальд Кронин. В ней показан жизненный путь священника, который не страдал догматизмом и не был любим иерархией за это. История вполне реалистичная - так часто бывает, что редкие добрые священники в опале у епископа и белые вороны среди собратьев/коллег.

«Конечно, я слишком порывист и горяч, и моё смешанное воспитание породило во мне некоторый еретический выверт. Я не могу претендовать на то, чтобы быть причисленным к тем „благословенным“ юношам, — а ими кишит наша библиотека, — которые с раннего детства уже лепетали молитвы, а позднее устраивали часовни в лесу и делали выговоры маленьким девочкам, толкавшим их на деревенской ярмарке: „Уйди, Тереза, (или Аннабель), я не для тебя“. Но как описать те мгновения, которые иногда наступают совершенно внезапно: когда идёшь один по дороге к Доуну, или когда вдруг проснёшься в темноте своей безмолвной комнаты, или когда останешься абсолютно один в пустой церкви, где ещё веет дыхание жизни и которую только что покинула шаркающая, кашляющая, перешёптывающаяся толпа; моменты странных предчувствий, непостижимого прозрения… Это не тот сентиментальный экстаз, который так же отвратителен мне сейчас, как был отвратителен всегда (спрашивается, почему мне всегда становится тошно, когда я вижу восторг на лице руководителя новициев), — нет, это чувство утешения, надежды».

Так он размышлял в годы учёбы в семинарии. А это он вскоре после рукоположения был вызван к епископу:

«— Я и сам недоволен собой. Я всё время стараюсь делать лучше… но… Как страшно, когда я был мальчиком, я был убеждён, что все священники хорошие… непременно хорошие…

— А теперь ты узнал, что все мы слабые люди… Да… это, конечно, ужасно, что твой „строптивый нрав“ так радует меня, но это такое чудесное противоядие против скучной набожности, с которой мне приходится сталкиваться. Ты — „кот, который ходит сам по себе“, Фрэнсис. Кот, разгуливающий по церкви, когда все другие, остервенело зевая, слушают скучную проповедь. Это в общем-то неплохое сравнение, ибо ты — в церкви, хоть ты и не пара тем, которые никогда не отступают от общеизвестных правил. Нисколько не льстя себе, я могу сказать, что во всей этой епархии я, пожалуй, единственное духовное лицо, которое по-настоящему понимает тебя. И очень удачно вышло, что теперь я твой епископ.

— Я знаю это, Ваша Милость.

— Для меня, — сказал епископ задумчиво, — ты отнюдь не неудачник, а напротив — громадный успех. Тебя не мешало бы немножко ободрить, так я уж рискну внушить тебе некоторое самомнение. В тебе есть пытливость и нежность. Ты понимаешь различие между мыслью и сомнением. Ты не принадлежишь к числу наших клерикальных „белошвеек“, которые должны обязательно зашивать всё в маленькие аккуратные пакеты, удобные для раздачи. А самое лучшее в тебе, мой дорогой мальчик, это то, что в тебе совершенно нет этой надменной самоуверенности, которая вытекает скорее из догматизма, чем из веры».

Вот вам и ответ. Прочитайте книгу, не пожалеете.

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
Ответить