Вова Добряк
ноябрь 2016.
11925

Чем больше желаний - тем больше страданий. Не желать ничего - стоять на месте, не стремится к лучшему. Как жить-то?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
8
12 ответов
Поделиться

Так, опять 25 ) Путаемся в словах.

Желание избежать страданий - страдание.
Неудовлетворяемое желание.
Растущее из непонимания действительности. (Приводящее например к эскапизму, то есть еще большей глупости и опасности из-за неинформированности)

Понимание неизбежности трудностей (1 б.и.)- чуть мудрей. 

Понимание: вот, сейчас появилось страдание - хочется получить то, оттолкнуть этого, не видеть А, чувствовать Б - это инструкция по обработке субъективно реального эмоционального процесса.

Функция знания о том, что страдание базируется на желании, как любое знание законов природы - инструментальна. Пусть разум управляет желаниями, а не наоборот. Победить желание - это не самоубиться, а искусно с ним управляться.

Не быть зависимым от желаний. Быть свободным от них. Управяться разумом, а не слепой жаждой самоэкспансии в пространстве и времени.

Древний гениальный ученый описал подробно схему когнитивных процессов для того, чтобы я понимал как работать с переживаниями. А не для зависания ослом.
Буддийское учение - инструмент работы с негативными процессами на всех уровнях, в психике, описаниях и поведении. А не абстрактная доктрина мироустройства.

Mikhail Seleznevотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
-2
Прокомментировать

Не желать ничего — это крайность. Будда предупреждал о необходимости избегать крайностей. Есть притча о струне: если струну ослабить, она не будет звучать, если перетянуть, она порвётся. Нужно всю жизнь, каждый день настраивать себя на равновесие. Желания в материальном мире проявляются как следствия прошлых причин и причины будущих следствий. Человек рождается в своем теле, как следствии каких-то причин. Человек не может не хотеть есть или спать, например. Но он может соблюдать дисциплину реализации желаний. Потреблять столько, сколько нужно для полноценной жизни, при этом помня о том, что это делается для реализации главной цели — достижения счастья для себя и других людей. Можно сравнить желания с лошадьми, запряженными в повозку, на которой человек едет. Если запрясти диких скакунов, они будут рваться в разные стороны, противоречить друг другу, и в итоге человек никуда не доедет. А если человек контролирует, направляет свои желания, держит их в дисциплине, то повозка его едет туда, куда он направит. Соблюдая дисциплину в действиях, в речи, в мыслях человек сможет направить себя к достижению не только собственного, но и всеобщего счастья.

5
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Вот это и называли греки - пройти между сциллой полезности и харибдой комфорта.

С точки зрения психологии, есть два совета как этот проход сделать максимально и комфортным и полезным:

Рассмотрите свои страдания - не страдаете ли по пустякам? Ну вроде "я не первый, я - второй! что скажет княгиная М. ?!"

И второе - рассмотрите свои задачи? Может вы сидите на попе ровно потому что на первом месте у вас недостижимые цели?

Ну вроде "меня недолюбили. что мне сделать, чтобы вернуть детство назад и перепрожить его ?"

3
0
Прокомментировать

Когда вы пишете про "не желать ничего" именно в этом контексте, вы скорее описываете депрессию, то есть состояние, при котором от всего тошно. Иными словами, вы имеете в виду не реальное освобождение от желаний, а их подавление или невозможность реализовать, которая порождает еще большие страдания нежели чем они сами. 

Буддийское избавление от желаний предполагает длительную работу по осознанию их призрачности, принципиальной невозможности удовлетворения. Корни желаний - непонимание таких базовых принципов, как дукха (страдание как основа жизни), аничья (постоянная изменчивость всего сущего) и анатта (несуществование персональной души - наша личность лишь сочетание пяти формирователей-скандх, которые распадаются вместе со смертью тела). То есть наше призрачное эго (не понимая анатты) желает чего-то, не осознавая его изменчивой природы (непонимание аничьи и в результате невозможность получения удовлетворения от того, что цель вожделенная меняется), что в итоге и порождает дукху. Понимая дукху аничью и анатту, взращивая благие состояния ума и искореняя алчность, ненависть и невежество - корни практически всех умственных загрязнений - мы приближаемся как минимум делаем нашу жизнь более свободной от страданий.

Это сложно понять нам, живущим в мире вещей и страстей, так как для нас такие желания - синоним самой жизни, а избавление от них - смерть. Но свобода от удовольствий (а все удовольствия - призрачны) делает нас гораздо счастливее. Ведь если мы попробуем проанализировать суть любых наших желаний мы поймем насколько они по большому счету бессмысленны. Представьте насколько лучше живет человек, которому мерседес не нужен, чем человек, которому именно мерседес нужен позарез, потому что не круто без мерседеса, "пацаны не поймут"! Ведь мерседес что? Да просто дорогая железяка, которая через пару десятков лет гарантированно превратится в груду металлолома, а вот конкретно эта модель мерседеса уже через пару лет выйдет из строя и будет "не крутая". Ведь это ж неимоверно глупо хотеть ее купить и гораздо более здорОво этого не хотеть, а просто завести себе недорогого "корейца" или даже просто ходить пешком! 

Но у буддиста на самом деле могут и должны быть желания. Желания очищения ума, развития, самосовершенствования. Это может быть желание помогать другим, желание заниматься медитацией и т.д. Вот такие желания стоит холить и лелеять.

5
-2
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Мой вариант: научиться принимать страдания, не относясь к ним как к катастрофе. Понятно, что в жизни могут случиться просто поразительно гадкие вещи, но, во-первых, это довольно редко происходит, а, во-вторых, многие из них всё равно случатся так или иначе, независимо от чьих-то внутренних позиций.

Страдания - это часть жизни. Нельзя себя от них полностью обезопасить, зато в попытках легко можно случайно избавить себя от радостей. Большинство неврозов примерно так и возникают, в общем-то.

В сложных и мучительных переживаниях есть своя польза, если переживать их правильно: они делают человека сильнее, глубже и милосерднее, они помогают отделять главное от второстепенного и находить ответы на экзистенциальные вопросы. В конечном итоге, проще встречать их лицом, чем вечно убегать от себя, от желаний, от жизни.

6
-3

Отличный ответ, спасибо!

+1
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 7 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью