Вячеслав Бабайцев
ноябрь 2016.
1687

Были ли в античную эпоху свободные граждане, которые выступали принципиальными противниками рабства?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Мы не знаем, как относились свободные граждане к рабству. Мы можем судить только о позиции авторов дошедших до нас источников. Вероятно, в большинстве своем античное общество воспринимало рабство как данность, так же как современное общество воспринимает наемный труд (труд на другого человека). Хотя при формировании греческого полиса и римской цивитас было запрещено долговое рабство, тем самым этот институт был выведен за рамки гражданского коллектива. Наиболее полное обоснование необходимости рабства есть в «Политике» Аристотеля.

Вероятно, наиболее последовательными противниками рабства были философы-киники (латинизированная форма — циники). Но они выступали также против государства, семьи, собственности, войн. Киники были космополитами — гражданами мира. Самый известный киник — Диоген Синопский. О жизни и долголетии Можно ли вычислить вероятное количество оставшихся лет своей жизни, и если да, то как?Какой самый первый признак (который я могу обнаружить сам) того, что я 100% болен каким-то смертельным заболеванием?Как японцы доживают до 80 лет, постоянно питаясь лапшой быстрого приготовления?Задавайте вопросы экспертам

Про киников можно посмотреть работы И.М. Нахова «Киническая литература» (М., 1981) и «Философия киников» (М., 1982).

В советское время выпускалась серия «Исследования по истории рабства в античном мире», вышло около десяти книг. Похожую серию издавали в 50-е - 80-е годы ученые ФРГ (Майнцевская серия). В обеих сериях есть материал о моральной оценке рабства.

Андре Боннар в трехтомнике "Греческая цивилизация" привел немногочисленные примеры осуждения рабовладения в классический Греции:

"Еврипид первый отказывается признать, что существует различие между благородством свободного человека и так называемой низостью души раба. Он пишет: «Немало рабов несет эту позорную кличку, но душа их свободнее, чем душа свободных людей». (Это уже не расизм, а подлинный гуманизм!)

В комедиях рабы фигурируют гораздо чаще, и в некоторых они осмеливаются говорить хозяину, что в природе нет разницы между рабом и господином. Так, в одной комедии IV века до н. э. раб заявляет: «Хоть я и раб, но оттого не менее человек, чем ты, хозяин. Мы сделаны из той же плоти. Никто не бывает рабом от природы, лишь рок осуждает тело на рабство».

Это высказывание восходит к V веку. Ученик софиста Горгия, Алкидам, бросил такую волнующую фразу: «Бог нас всех создал равными: природа не делает рабов»."

А еще Аристотель в "Политике" рассказал про его современников, выступавших против взгляда на раба как на instrumentum vocale: "Наоборот, по мнению других, самая власть господина над рабом противоестественна; лишь по закону один — раб, другой — свободный, по природе же никакого различия нет. Поэтому и власть господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива."

Ответить