Валерия Свиренко
ноябрь 2016.
200

Может ли быть у ребёнка депрессия(настоящая)? В 10 лет, в 8 или даже в 6?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Может, это не редкость, депрессия иногда встречается даже в более раннем возрасте. Депрессивные состояния у детей трудно диагностируемы в принципе, а в русской психиатрической традиции стали серьезно изучать этот вопрос не так давно, поэтому практикующему врачу-педиатру по-прежнему затруднительно выявлять нарушения эмоциональной сферы у детей при отсутствии четких диагностических критериев и одобренных методов лечения. Очень важный момент: депрессивные эпизоды у детей существенно отличаются от таковых у взрослых. Так как у детей до 12 лет не развита идеаторная сфера (когнитивная, отвечающая за способность к формированию ценностно-смыслового компонента личности, идеалов, представлений, умозаключений и проч.), неверно считать, что детская депрессия возникает по тем же причинам, что и депрессия у взрослых (то есть, у детей, например, депрессия не станет ответом на разочарование в жизни и потерю ценностных ориентиров; среди небиологических причин детских депрессий можно выделить стресс, конфликты в школе, смену места жительства или учебного заведения, развод родителей, смерть или болезнь значимого взрослого). Однако в 7-11 лет у ребенка уже начинает развиваться аффективная сфера, происходит развитие и становление его эмоциональных реакций, которые в этот период особенно неустойчивы, обогащается эмоциональная жизнь ребенка, который учится соотносить эмоции с внешними проявлениями, учится осознавать собственные эмоции и вербализировать их для других людей. В этот период особенно сложно отделить устойчивую депрессию от транзиторных, переходных эпизодов нормального развития личности ребенка, а также дифференцировать собственно депрессию от иных возможных синдромов (e.g. дефицита внимания и гиперактивности). Но не стоит недооценивать возможный вред, который депрессия в детском возрасте может причинить маленькому пациенту.Что же представляет собой депрессивный эпизод у детей дошкольного и раннего школьного возраста? Отличительной чертой детей, испытывающих подобное состояние, является то, что они весьма редко жалуются на тоску/грусть как таковую, - гораздо чаще на скуку, им ничего не хочется; они демонстрируют слабый интерес к общению со сверстниками, подвижным играм, прогулкам и любимым игрушкам, их внимание крайне рассеянно, и они не могут вспомнить стихотворение, которое выучили только вчера. У детей младшего школьного возраста в таком состоянии нередко выявляются поведенческие проблемы - они отказываются ходить в школу, капризничают на уроках, академическая успеваемость резко падает, дети тяжело переносят даже недолгую разлуку с родителями и т.д. Другим признаком детских депрессий является их маскированный характер: дети очень часто предъявляют чисто соматические жалобы, говорят, что у них болит живот или голова или что они очень устали; но после объективных медицинских обследований врачи не находят подтверждения какой-либо физиологической патологии. Депрессивные состояния у детей часто сопровождаются тревогой и многочисленными немотивированными страхами, ребенок может высказывать свои опасения по поводу того, что родители могут умереть, оставить его одного и так далее. У него могут быть фобии или ночные кошмары, а также повышенная слезливость, частые перепады настроения, раздражительность, ребенок может выглядеть мрачным или подавленным. У некоторых детей могут проявляться невротические признаки стеретипного поведения - грызут ногти, вырывают волосы, совершают однообразные движения; иногда дети со склонностью к аутоагрессии могут наносить себе самоповреждения. Депрессивный эпизод у детей представляет собой, в частности, педагогическую проблему: родители нередко списывают все происходящее с их ребенком на его дурной характер, лень и капризы, пытаются применять воспитательные меры, которые только усугубляют его состояние. Важно отметить, что ребенка не нужно наказывать за его поведение. При признаках психического неблагополучия следует мягко поговорить с ребенком, выяснить, что происходит в его эмоциональной и душевной сфере, нет ли отрицательно воздействующих на него внешних факторов. Имеет смысл сначала обследовать ребенка на предмет органической причины болезни, при отсутствии таковой лучше всего обратиться к детскому психологу. 

Ответить