Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Правда ли, что в школах в некоторых западных странах события Второй мировой войны преподают иначе?

ИсторияНаука
Артём Матроков
  · 48,2 K
Эксперт в сфере образования за рубежом. Личный опыт обучения и проживания в Англии...  · 30 июн 2022  · youtube.com/smapse
К сожалению, это так и есть. В любой стране описание исторических событий основывается на приоритете собственных заслуг (достижений), то есть таким образом создается этноистория. Аналогичный алгоритм используется и при описании событий Второй мировой войны.
Если совсем коротко, то получается, что война началась с Польши, но была закончена благодаря действиям Англии и США. Если сравнивать школьные учебники в Европе, Америке и Японии, то они все по-разному трактуют причины, содержание и последствия данной войны.
  • Если посмотреть в британские учебники, то мы увидим, что главные события разворачивались в 1942 году. По мнению авторов этих книг, именно в этот период основные сражения происходили между королевскими войсками и враждебными государствами (Италией, Нормандией, Северной Африкой). А роль СССР ограничивалась действиями только на Восточном фронте. В то же время подробно, многостранично описывается битва англичан на фронтах для сохранения ценностей демократии и либерализма, ликвидации в мире диктатуры и тоталитаризма. Британские историки подчеркивают исключительную роль Великобритании в победе над фашизмом.
  • Французские ученики изучают учебники по истории, в которых излагается обоснование ведущей роли сражений 1942 года, когда США открыли второй фронт. По мнению французских историков, главные события происходили на Тихоокеанском побережье, Северной Африке и, в последнюю очередь, в Сталинграде. И только благодаря американцам, которые применив атомное оружие против Японии, война закончилась.
  • Что касается книг по истории Германии, то тема по Второй мировой войне в них появилась лишь в конце 60-х годов, а после объединения страны усилилась риторика о мирном характере немецкого народа. В то же время во всех учебниках осуждается нацизм (что уже неплохо) и говорится, что война закончилась восьмого мая (что справедливо не может не радовать русских, хотя факт не совсем корректный).
  • В Польше считают, что война началась в сентябре 1939 года, когда вначале Германия напала на них, а затем Советский Союз оккупировал восточную часть страны. В учебниках подчеркивается ведущая роль американской армии. Конечно же, особый акцент сделан на событиях в Катыни и Волынской резне.
  • Американские учебники по истории подробно излагают собственную трактовку роли США во Второй мировой войне. Для них главным врагом в этой войне определена Япония, а апофеозом военных событий служит водружение звездно-полосатого флага на горе после захвата Иводзимы. 
  • В японских учебниках написано, что Советы напали на Японию, несмотря на ее готовность капитулировать девятого августа 1945 года. В них также подчеркнуто, что Советский Союз отобрал у Японии территорию Южных Курил. Описывается и разгром Квантунской армии.
Можно сказать, что преподавание истории воплощает государственную идеологию: подчеркивая одни выгодные факты и скрывая иные. В данном случае, во Второй мировой войне, очевидна и бесспорна победная, решающая роль Советского Союза, которую невозможно скрыть ни в одном учебнике.
Эксперт ведущего агентства зарубежного образования.Перейти на smapse.ru
Другими словами,все национальные учебники недоговаривают и лукавят. По какой причине? Эти страны чувствуют свою... Читать дальше
Первый
Поэт, переводчик, литературный критик  · 28 мар 2015  · trepang.livejournal.com
Для понимания проблематики я бы посоветовал книгу французского историка Марка Ферро «Как рассказывают историю детям в разных странах мира». Преподавание истории всегда подчинено господствующим в стране идеологемам и призвано подчеркнуть одни, более выгодные факты и затушевать другие, менее выгодные. При этом об откровенной лжи, как правило, речи не идет: дело в... Читать далее

Любопытно, а каких годов книжка?

Специалист широкого профиля  · 28 мар 2015
В одном из лучших музеев Второй Мировой в США (в Новом Орлеане) можно наблюдать крайне характерный подход: никакой лжи, типа взятия Берлина дивизией американской армии, там нет, но акценты расставлены совершенно иначе, чем мы привыкли – высадке в Нормандии посвящено несколько больших интерактивных залов со всеми подробностями, а Сталинградской или Курской битвам –... Читать далее
Артем, это нормальное освещение событий, сфокусированное на событиях, где принимали участие граждане соответствующе... Читать дальше
Шеф-редактор сайта телеканала RTVi  · 28 мар 2015
Я учился в обычной американской школе. Там вполне схематично преподается история Второй мировой войны в том, что касается событий в Европе, однако значительно внимание уделяется и войне США с Японией — например, крупнейшему морскому сражению за войну при Мидуэе (у нас вообще о нем не говорят). СССР как-то специально не демонизируется, события 1939-1940 годов (присоединен... Читать далее

Нам про Мидуэей говорили

Юрист, доцент Высшей школы экономики  · 18 июн 2015
Вопрос в акцентах. У нас часто изучение Второй мировой войны подменяется Великой отечественной, хотя это лишь малая часть того глобального противостояния, которое развернулось во всех частях света. Для американцев ВМВ - это прежде всего высадка в Нормандии, последовавшая за ней деоккупация Франции и битва за Тихий океан. Для англичан - воздушная и морская битва за... Читать далее
Да, именно так и есть. Я до сих пор помню круглые глаза своего британского друга, когда я имел неосторожность... Читать дальше
Одевайся теплей, не май месяц же  · 6 апр 2017
В СССР тоже не сильно рассказывали о Второй Мировой. По крайней мере когда я учился. Великая Отечественная ? Да конечно. Но это немного разные вещи. Про захват Польши и войну с финнами вообще узнал после школы. Искажение истории посредством тех или иных акцентов существует в любой стране. Это просто факт, с которым нужно смириться. Нужно учить детей думать своей... Читать далее
Про захват Польши и войну с финнами вообще узнал после школы. Интересно узнать, в каком году вы закончили школу. Я... Читать дальше
Музыкант  · 28 июл 2016

Все военные историки и тем более сами военные, если не говорить о редких исключениях, любят нахваливать свою армию: мы самые лучшие, мы самые сильные. Это было всегда и абсолютно нормально.

Студент третьего курса Варшавского экономического университета  · 28 июл 2016

Нет ,история преподаётся четко и без лжи .Читал польскую книжку по истории для 9 класса.

И про Сталинградскую битву есть и описаны мучения людей.Но для Поляков темным моментом истории является её раздел между Германией и Советами.И из-за этого в книгах видна нота негатива к Советскому Союзу.

А про оккупацию Польшей Тешинской области Чехословакии говорится?

Система образования каждой страны заточена на то, чтобы воспитать в человеке личность, живущую в данном обществе и по законам данного общества. И разумеется каждый должен знать историю собственной страны. Поэтому особый акцент делается на значительных событиях, касающихся собственной истории, поэтому для россиянина самым значительным событием Второй Мировой является Стал... Читать далее
Для россиян самым значительным событием является Великая Отечественная война, которая проходила в историческом... Читать дальше