Sasha Ba
ноябрь 2016.
95

Корректно ли сказать, что у РКЦ мораль определяется в большей степени Папой, а не Писанием? Если да, то как это обосновывается?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться

Некорректно. Папы приходят и уходят, хорошие бывают и плохие, а Писание и Христос неизменны. Всё учение Католической Церкви (всей, не только Римской - латинского обряда, но и восточно-католических, т.е. всех 20 с чем-то обрядов внутри Католической Церкви) зиждется на Священном Писании, на учении Христа и решениях Вселенских Соборов, выносивших окончательное суждение по тем или иным вопросам веры.

В главном сборнике вероучительных доктрин - Катехизисе Католической Церкви - говорится так (цитата из конституции XXI Вселенского Собора Lumen Gentium): "...безошибочностью обладает в силу своей миссии Римский Первосвященник, глава Коллегии Епископов, когда он как верховный пастырь и учитель всех верующих, которому поручено «утверждать в вере своих братьев», окончательным решением провозглашает положение учения о вере и нравственности. (...) Обещанная Церкви безошибочность наличествует также в Коллегии Епископов, когда они совместно с Преемником Петра осуществляют верховное учительство», особенно на Вселенском Соборе. Когда Церковь своим верховным учительством предлагает веровать в нечто «как богооткровенное» и как учение Христа, этим «определениям надо подчиняться в послушании веры». Эта безошибочность простирается так же широко, как и сокровище Божественного Откровения. Божественная помощь дана также преемникам апостолов, учащим в общении с Преемником Петра, и особым образом Епископу Римскому, Пастырю всей Церкви, когда, не претендуя на безошибочное определение и не вынося его определенным образом, они предлагают в рамках обычного Учительства поучение, которое приводит к лучшему разумению Откровения в вопросах веры и нравственности".

Папская безошибочность в русском переводе часто подаётся как "непогрешимость", но Римский Папа - обычный человек, такой же грешник, как и все. И снова, несмотря на убеждённость многих людей, этой своей властью Папа пользовался всего единожды за почти 150 лет с момента принятия этого догмата - в 1950 году, утвердив в качестве догмата всегда бывшую в Народе Божием веру в телесное вознесение Девы Марии в рай. О жизни и долголетии Можно ли вычислить вероятное количество оставшихся лет своей жизни, и если да, то как?Какой самый первый признак (который я могу обнаружить сам) того, что я 100% болен каким-то смертельным заболеванием?Как японцы доживают до 80 лет, постоянно питаясь лапшой быстрого приготовления?Задавайте вопросы экспертам

Да, суждение по многим вопросам морали и нравственности выносит Папа - в выступлениях, проповедях, письменных обращениях, энцикликах. Но делает он их на основе Священного Писания, и всегда эти тексты проходят богословскую проверку конгрегации вероучения. Готовятся энциклики обычно также не самим Папой, а группой теологов, Папа лишь подписывает текст (самое яркое исключение - Бенедикт XVI, который писал часть энциклик для Иоанна Павла II, затем все свои, и ещё одну его энциклику подписал Франциск, дополнив вступлением от себя). К примеру, энциклика Humanae vitae (O человеческой жизни), посвящённая так всех волнующих тем сексуальной жизни, абортов, эвтаназии, контрацепции, готовилась очень долго, был целая комиссия специалистов из самых разных областей - богословы, врачи, биологи, семейные пары (это хорошо показано в фильме "Paolo VI. Il Papa nella tempesta" - "Павел VI. Папа смутных времён"), но окончательное решение принимал Понтифик, и он утвердил текст документа, тем самым вынеся решение в сфере морали и нравственности. На основе Библии - человеческая жизнь священна с момента зачатия.

Бывает, что пресс-службе Святого Престола приходится толковать слова епископа Рима верующим - с 2013 года это почти норма жизни, не счесть, сколько раз о. Федерико Ломбарди приходилось дезавуировать или пояснять с точки зрения католического вероучения ту ахинею, что несёт Франциск в интервью левой прессе.

В любом случае, первостепенны Евангелие, Ветхий Завет, решения Вселенских Соборов. Дальнейшие решения римских епископов базируются именно на этом мощном фундаменте.

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
Ответить