Аня Сидорова
ноябрь 2016.
757

Почему ни в какой религии не существует ребёнка-олицетворения Бога?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
4 ответа
Поделиться

Потому что только в мозгу современного пост-религиозного человека, живущего в мире, описанном современной наукой, могло родиться представление о мире как о случайном результате игры ребенка. Архетип ребенка - это глупость, неопытность, он может сотворить что-то только по ошибке, случайно, играя. 

А в эпоху сотворения богов мир рассматривался исключительно как осмысленное творение существа, более сильного, умного, опытного, чем его создатель (придумыватель). В идеале - верховного существа, самого сильного, умного и всё тщательно планирующего. Поэтому бог-первотворец - всегда старик. У него есть дети, ведущие себя как подростки, бунтующие против него и пытающиеся сбросить его с престола. Почти всегда им это не удается (греческие титаны), но иногда они почти преуспевают, только в последнюю минуту терпя поражение (христианский сатана). А вот у гностиков I-IV вв. в Средиземноморье была концепция о том, что вот такой недоучившийся у отца подросток возомнил, что уже всё умеет, сказал папе, что съезжает и будет теперь жить один - и сотворил вот этот наш мир, несовершенный, полный зла и боли. Звали его Демиург ("недоучка"). Это, наверное, единственный в мировых религиях мир, сотворенный не стариком. Папа направил к нему старшую сестру Софию, чтобы она вправила ему мозги и вернула в родительский дом, но она оказалась в нашем мире запертой, и надежда на спасение отдалилась до тех времен, когда люди станут хорошими и вместе ее вызволят, - и тогда все вместе уже вселятся в квартиру к деду.

Младенцев в мировой мифологии миллион: Христос, Кришна, Атис, Геракл, Гор, Гермес, Митра и т.п. Но пока они младенцы, они не принимают функций бога, это просто куски мяса, сосущие мать. Функции бога они все принимают по мере вырастания. И в любом случае, если я верно понял вопрос, в нем шла речь о перво-Боге как творце этого мира. Ни один из них не подпадает под такое определение.

16

Спасибо за отличный ответ! Только разве δημιουργός — это не просто «мастер», «создатель» и даже «ремесленник»?

0
Ответить

да, это слово используют в значении "ремесленник", но только в пренебрежительном смысле, мол, не творец. "деми-" - "половина", "ургон" - "делать" - демиург - "полуучка, полуумеха, недоучка, неумеха".

0
Ответить

Ну, «полу-» по-гречески всё-таки будет не «деми-» (δημι-), а «хэми-» с густым придыханием (ἡμι-). А первая половина в слове «демиург», судя по словарю, от «δῆμος», который «народ», так что значит оно буквально что-то вроде «народный умелец», и никакого пейоративного значения у него, кажется, нет. В конце концов, Платон это слово по отношению к своему богу-творцу применял ещё до того как это стало мэйнстримом (то есть до гностиков), и ничего плохого в виду не имел:)

0
Ответить
Ещё 1 комментарий
Ну, тут бы я поспорил. Кришна в раннем детстве демонстрировал матери, неосторожно заглянувшей ему в рот, вселенную во всей ее полноте.
0
Ответить
Прокомментировать

Неясно, чем вам не угодил младенец Иисус, рожденный Девой от Бога и Сам Бог, спасенный Отцом от избиения младенцев, знавший Писание лучше книжников, и, согласно апокрифам, проявлявший и другие черты божественности (не всегда благие в канонично-христианском понимании).

Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
12
Прокомментировать

Ба́ла-Кри́шна («младенец Кришна» или «ребёнок Кришна», иногда также переводится как «божественный ребёнок Кришна») — одна из форм Кришны в индуизме, в которой он предстаёт как Бог-ребёнок. (Википедия).

Но вообще, как выше заметили, обычно от Бога ожидается, что это всемогущее существо, мудрое и т.п. Поэтому его наделяют чертами мужчины, старика и т.п.

5
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить