Недавно в Москве прошли третьи Глазычевские чтения — конференция, посвящённая вопросам развития городской среды. Темой одной из дискуссий стало «Образование в области урбанистики», а её участниками — представители школ, занимающихся урбанистикой. Всю дискуссию они пытались ответить на вопрос: «Есть ли такая профессия — урбанист и как ей учить?»
Так вот, мне кажется, что такой профессии нет. Это довольно странно, наверное, слышать от человека, который преподаёт в школе урбанизма. Попробую объяснить. Городская среда не является скоплением домов, расставленных по определённому порядку. Это сложная многоуровневая система, организм, в основе которой взаимоотношения многочисленных субъектов, каждый из которых непосредственный участник формирования этой самой городской среды. Уровень вовлечённости, безусловно, разный. Кто-то придумывает, где разбить клумбы, кто-то — как нарисовать клумбы, а кто-то едет мимо на троллейбусе и ненавидит эти клумбы. Короче, эта среда касается каждого. А это значит, на разном уровне мы должны понимать, как это всё устроено, как это на нас влияет, как и что тут можно создавать, в конце концов, как жить, а не существовать. Это как понимать основы устройства Солнечной системы: нас этому учат в школе, и мы все это понимаем, не являясь астрономами. Так вот мне кажется, что знания об урбанизме — это необходимая надстройка к любому профессиональному образованию современного жителя города, а не отдельная профессия. Понимание городской системы, её участников, принципов устройства позволяет осуществлять деятельность на совершенно другом качественном уровне не только для тех, кто непосредственно строит эту самую среду на физическом уровне, но и для тех, кто в ней живёт. Мы и есть эта городская среда. Под водой ваш заплыв может быстро закончиться, если вы не сможете отличить акулу от гуппи. Мы рождаемся в городе, нам кажется, мы априори понимаем, как это всё устроено. Лишь отчасти. Уровень сложности, который приобретает город, с каждым днём растёт, и разобраться в этом становится всё сложнее, так же как и остаться в стороне от этого процесса, поэтому и появляются все эти школы урбанистики. Они, каждая на свой манер, со своей системой приоритетов и ценностей, пытаются разобраться в этом сложном механизме. А мы, все жители города, в свою очередь, не обозреваем это всё со стороны, но сами в этом участвуем. Поэтому понимать, как это всё устроено, необходимо каждому.
Резюмируя аргументацию выше, хочу добавить, что "урбанистика" и "урбанист" - это не профессия, а сфера компетентности. Как, например, "neuroscience" или востоковедение.
Ответ на поставленный вопрос для меня очевиден: изучать эту сферу и практиковать в ней свои личные профессиональные навыки.
Получение образования в сфере урбанистики этому безусловно поспособствует.