Егор Гришин
ноябрь 2016.
367

Научно ли полагать, что в мире существует бесконечное количество гендерных категорий (н.п. бигендерность, агендерность и т.д.)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
3 ответа
Поделиться

Вполне научно, если не путать науки местами.

Человек - биологосоциальное существо. Это означает, что различные черты отдельно взятого человека всегда обусловлены как биологическими характеристиками, так и обществом, в котором он живёт. Ни одна из сторон не важнее, они ОБЕ важнее. И каждая из них имеет свою специфику, требующую своей научной методологии для изучения. Поэтому биологические детерминанты изучают естественные науки, социально-культурные - гуманитарные науки, а психология пытается всё это свести в одно.

Очевидно, что с точки зрения естественных наук понятие "гендер" ничего не означает, потому что его там нет, оно там не нужно. Оно из социальных наук, и обозначает социальный пол. Т. е. набор ОБЩЕСТВЕННЫХ требований, норм и ожиданий, привязанных к определённому полу, социальная роль по сути. 

В социальных науках оно совершенно необходимо, потому что нужно как-то изучать ситуацию, когда в разных обществах (неважно, в одно и то же время или в разные), или даже в разных слоях одного общества понятия "мужчина" и "женщина" радикально расходятся и имеют мало общего. Например, у нас сейчас есть в обществе конструкт, согласно которому использование декоративной косметики - это совершенно женская сфера. При этом, если мы возьмём (пример условный, я не историк) мужчину-дворянина из Франции времён мушкетёров и простую советскую женщину годов 30-х, и будем использовать только этот критерий, то первый будет по нашим меркам явно женщиной, а вторая - мужчиной. В их сообществах этот критерий совершенно не работает для определения гендерной роли, а работают какие-то другие. То же самое получится, если мы возьмём меня и мужчину-артиста, который умеет и любит накладывать себе гримм перед съёмками или выходом на сцену. То есть, этот критерий не работает по отношению конкретно к этим отдельно взятым людям, но работает ко многим другим. О жизни и долголетии Можно ли вычислить вероятное количество оставшихся лет своей жизни, и если да, то как?Какой самый первый признак (который я могу обнаружить сам) того, что я 100% болен каким-то смертельным заболеванием?Как японцы доживают до 80 лет, постоянно питаясь лапшой быстрого приготовления?Задавайте вопросы экспертам

И таких мелких критериев, которые то "попадают" в гендерные роли, предлагаемые обществом, то нет, но никак совершенно не связаны с биологическими характеристиками, великое множество. Раньше общество было жёстко стратифицировано и упорядочено, поэтому все характеристики гендерной роли шли одним пакетом. Теперь общество неупорядочено, образ жизни постоянно меняется, поэтому многие люди вырастают в ситуациях, когда усвоить одну гендерную роль и жить только через неё довольно проблематично, приходится миксовать в тех или иных пропорциях. Конкретные названия "миксов" - это, конечно, некоторое самоидентификационное творчество. Но сам факт появления более широкого спектра вариантов и самого этого творчества квир-конструирования несомнен и подлежит изучению. 

Я, кстати, считаю себя агендером. Это значит, что мне не очень важно, кем там меня считают, и я многие маркеры гендерных ролей воспринимаю как карнавальный костюм, потребный исключительно для коммуникации и иногда для творчества. (А если коммуникация нормально идёт без них и творчества такого не хочется, то и ладно.) Или, с другой стороны, как физиологические моменты, которые большого значения не имеют, но от них не убежишь. Поэтому я не имею потребности распинаться о своей гендерной идентичности перед каждым встречным, и, в принципе, мне довольно спокойно живётся в этом отношении. При этом у многих людей совершенно не так, для них их гендер важен. И, хотя для меня гендер не очень что-то привносит в жизнь, сам факт определения какой-то идентичности очень приятен и удобен. Всё-таки ощущение как-то разницы между мной "вообще девочками" ставило определённые вопросы к себе.

Гендерные категории не существуют в мире в буквальном, биологическом смысле этого смысла, гендер — это социальная роль, система поведения, предписываемая индивиду на основании его биологического пола. В разное время и в разных культурах гендерные модели могут немного различаться, в некоторых культурах кроме «мужского» и «женского» существует ещё «третий» гендер. Гендер не обязательно может совпадать с положенным ему биологическим полом: можно вспомнить и о традиционных обществах, в которых по тем или иным причинам некоторые женщины берут на себя мужскую роль, или наоборот — и о современных трансгендерах, которым несовпадение пола и гендерной идентичности доставляет страдания (трансгендерность, впрочем, вопрос совсем загадочный).

Поскольку гендер — это социальное, а не биологическое явление, и поскольку в плане социальной развитости человек превосходит остальной живой мир на много порядков, самовольное создание новых гендерных категорий — ради творческого самовыражения, ради протеста, из-за своей невписываемости в существующие — кажется вполне возможным. Можно, конечно, проблематизировать и поставить под сомнение сам гендер, как это делает радикальный феминизм, но вместо этого можно с этим гендером начать играть — к чему призывает квир-теория.

С одной стороны попробуйте найти гендерное разнообразие, о котором вы говорите, у других приматов и получите ответ на свой вопрос в свете научности.

С другой - человек как особь с более высокой мозговой организацией подвержен изменчивости поведения: за одну жизнь человека может "побросать" в творческом плане, эмоционально, в личной жизни и профессионально, образно говоря становясь другим человеком. Совсем не как у животных, где изменчивость обусловлена в крайнем случае географическими и климатическими особенностями (бурые медведи и белые медведи).

Вывод можно сделать такой, что никакой генетической предрасположенности не существует, кроме слепого шанса в бульоне самых разных факторов получить метросексуала с тягой к женским колготкам.

Ответить