Как начать знакомиться с современной концептуальной фотографией?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
12
2 ответа
Поделиться

Необходимо первым делом разобраться с терминологией, поскольку концептуальных фотографий существует две.

Первая — это то, что делали художники-концептуалисты, использовавшие фотографию. Это Эд Руша, Джон Бальдессари, Хиллиард, Ричард Принс и Синди Шерман.

Вторая — это то, как отдельные фотографы и школы фотографии использовали концептуалистский опыт. Это Джефф Уолл, Ринеке Дийкстра, Бехеры, Дюссельдорфская школа и иже с ними.

Несмотря на кажущееся сходство двух этих направлений, это именно та ситауция, когда перемена мест слагаемых даёт очень разные результаты. В первом случае фотография служит не более чем холстиной, а большая часть работы содержится в трениях между идеей и зрителем. Во втором — это полноценная фотография, для которой идея служит методологией и несущим каркасом.

Соответственно, списки чтения будут для них несколько отличаться. Чтобы понять фотографию концептуалистов, нужно немного углубиться в авангард начала прошлого века, дадаистов, ассембляж, поп-арт и прочие последствия конца света, также известного как Новое Время.

В то время как работы фотографов-концептуалистов, как и вся современная художественная фотография, которую в принципе имеет смысл смотреть, несёт более четкую преемственность классической живописи, эстетике "несделанной" фотографии и документалистике.

Иными словами, оба этих направления так или иначе сильно коренятся в истории искусства последних двухсот лет.

Так что можно читать историю. Можно выбирать конкретных художников и читать о них. Можно читать аннотации к выставкам. Наконец, можно не читать ничего и просто смотреть работы.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Есть два подхода.

Подход института истории искусств:

Изучить теорию фотографии (в книжной лавке "Гаража" постоянно появляются новые хорошие книги на русском на эту тему). Познакомиться с историей нужного течения, от Бальдессари через Шерман до Аглайи Конрад. Не забыть про Родченко и московских концептуалистов ("Коллективные действия"). Следить, кого выставляет MOMA, Fotomuseum Winterthur, Sprengelmuseum Hannover и Foam Amsterdam (к сожалению, я плохо знакома с японской школой и не говорю на японском, поэтому обделяю вниманием современную японскую фотографию, хотя они важны очень). Посещать выставки и вернисажи в галереях. Читать о них. Писать о них. 

Подход европейских академий искусств:

Прочитать Беньямина Вальтера и Джудит Батлер. Начать вести блог. Посетить Paris Photo и/или New York Art Book Fair следующей осенью, провести там минимум 3 полных дня. Найти фотографии/книги, в которых есть что-то, что важно, сильно, красиво, ужасно, неприемлемо, смешно, непонятно, грустно, ааааааа. Поговорить с фотографом и/или его издателем. Говорить на ломаном английском и спорить на языке тела, когда не хватает словарного запаса. Еще раз посмотреть на его фотографии/книги. Вести блог real-time во время выставки. Писать про себя и про свои мысли. Составлять базу данных понравившихся фотографов, издательств, галерей и произведений. Найти сообщников по интересам, начать с ними спорить. Читать книги, которыми они пытаются аргументировать. Писать блог. Сделать 30 фотографий на полароид. Сделать 30 селфи на телефон. Написать в блог. Перечитать Бенджамина Вальтера и Джудит Батлер. Осенью снова поехать на выставки. Повторять, пока не закончатся деньги или терпение.

Ответить