Как начать знакомиться с современной концептуальной фотографией?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
12
2 ответа
Поделиться

Необходимо первым делом разобраться с терминологией, поскольку концептуальных фотографий существует две.

Первая — это то, что делали художники-концептуалисты, использовавшие фотографию. Это Эд Руша, Джон Бальдессари, Хиллиард, Ричард Принс и Синди Шерман.

Вторая — это то, как отдельные фотографы и школы фотографии использовали концептуалистский опыт. Это Джефф Уолл, Ринеке Дийкстра, Бехеры, Дюссельдорфская школа и иже с ними.

Несмотря на кажущееся сходство двух этих направлений, это именно та ситауция, когда перемена мест слагаемых даёт очень разные результаты. В первом случае фотография служит не более чем холстиной, а большая часть работы содержится в трениях между идеей и зрителем. Во втором — это полноценная фотография, для которой идея служит методологией и несущим каркасом.

Соответственно, списки чтения будут для них несколько отличаться. Чтобы понять фотографию концептуалистов, нужно немного углубиться в авангард начала прошлого века, дадаистов, ассембляж, поп-арт и прочие последствия конца света, также известного как Новое Время.

В то время как работы фотографов-концептуалистов, как и вся современная художественная фотография, которую в принципе имеет смысл смотреть, несёт более четкую преемственность классической живописи, эстетике "несделанной" фотографии и документалистике.

Иными словами, оба этих направления так или иначе сильно коренятся в истории искусства последних двухсот лет.

Так что можно читать историю. Можно выбирать конкретных художников и читать о них. Можно читать аннотации к выставкам. Наконец, можно не читать ничего и просто смотреть работы.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
5
Где смотреть? На каких ресурсах?
0
Ответить

Да просто смотрите работы, где угодно, а потом уже, если нужно, читайте про тех фотографов, которые особенно нравятся или непонятны. Ту же Википедию. Если нужно, есть англоязычные книжки по концептуальному искусству (у меня была "Conceptual art" by Tony Godfrey, 1998), плюс вроде бы один из фильмов ART21 был про фотографов. Но это всё необязательное, всё начинается и заканчивается на работах.

0
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Есть два подхода.

Подход института истории искусств:

Изучить теорию фотографии (в книжной лавке "Гаража" постоянно появляются новые хорошие книги на русском на эту тему). Познакомиться с историей нужного течения, от Бальдессари через Шерман до Аглайи Конрад. Не забыть про Родченко и московских концептуалистов ("Коллективные действия"). Следить, кого выставляет MOMA, Fotomuseum Winterthur, Sprengelmuseum Hannover и Foam Amsterdam (к сожалению, я плохо знакома с японской школой и не говорю на японском, поэтому обделяю вниманием современную японскую фотографию, хотя они важны очень). Посещать выставки и вернисажи в галереях. Читать о них. Писать о них. 

Подход европейских академий искусств:

Прочитать Беньямина Вальтера и Джудит Батлер. Начать вести блог. Посетить Paris Photo и/или New York Art Book Fair следующей осенью, провести там минимум 3 полных дня. Найти фотографии/книги, в которых есть что-то, что важно, сильно, красиво, ужасно, неприемлемо, смешно, непонятно, грустно, ааааааа. Поговорить с фотографом и/или его издателем. Говорить на ломаном английском и спорить на языке тела, когда не хватает словарного запаса. Еще раз посмотреть на его фотографии/книги. Вести блог real-time во время выставки. Писать про себя и про свои мысли. Составлять базу данных понравившихся фотографов, издательств, галерей и произведений. Найти сообщников по интересам, начать с ними спорить. Читать книги, которыми они пытаются аргументировать. Писать блог. Сделать 30 фотографий на полароид. Сделать 30 селфи на телефон. Написать в блог. Перечитать Бенджамина Вальтера и Джудит Батлер. Осенью снова поехать на выставки. Повторять, пока не закончатся деньги или терпение.

4
Прокомментировать
Ответить