12 ответов
Поделиться

Ответ на этот вопрос зависит от ответа на другой вопрос: «По отношению к чему?» Если спросить вас: «Кто вы такой?», вы начнете перечислять свои отношения с землей, на которой родились, с людьми, вас окружающими («муж», «отец», «жена», «дочь»), с этим миром, своим местом в нем и проч.

По отношению к этому миру Бог есть изначальная причина его возникновения, существования и уничтожения. Будучи изначальной причиной, Он одновременно является материальной причиной этого мира (как глина для горшка), производной причиной (как гончар для того же горшка), формальной причиной (то, что определяет форму горшка, идея горшка как сосуда для воды) и смысловой причиной (тем, ради кого создан горшок). Бог – этот тот, кто создал этот мир, из чьей энергии создан этот мир, по чьему подобию создан мир и ради кого он создан (то есть тот, кто знает цель творения).

Если же отвечать на вопрос, кто такой Бог по отношению ко мне, то ответ будет другой. Бог – это средоточие всего, что привлекает нас в этой жизни. Частица всегда тянется к своему источнику, ощущая свою неполноту в отрыве от него. Поэтому реки текут к океану, огонь возносится вверх, а люди ищут Бога. В конечном счете, самой большой притягательностью обладает красота, милосердие и любовь, и Бог есть олицетворение и квинтэссенция всей красоты, милосердия и любви. 

Можно посмотреть с трёх сторон: понятийно-этимологической, исторической и концептуальной. Бог - это старославянское слово, использовавшееся для обозначения культового объекта поклонения. Оно восходит к праиндоевропейским словам, означающим "наделять", "одарять", "достояние", "счастье", "доля" и "участь". По своему содержанию это понятие не тождественно древнегреческому Θεός (тхэОс), которое, в свою очередь, примерно сопоставимо с латинским deus, но очень сильно отличается от древнеегипетского nTr (нечер). Но все эти слова традиционно переводятся на русский как "бог". В том смысле, что представления об этих существах разные.

К монотеизму человечество приходило постепенно через супремотеизм (это когда один бог возвышается над остальными). И в этом смысле Бог авраамических религий происходит от древнеегипетского Амуна. Почему так - я объяснял вот здесь: thequestion.ru И то это произошло не сразу. В Торе используется слово "элохим", а это, как известно, множественное число. Традиционно это принято понимать как "Мы, Николай II, повелеваем..". Но политеистических начал полностью исключить нельзя. К тому же во второй заповеди, где Бог говорит: "...да не будет у тебя других богов перед лицом моим" для обозначения вот этих "других богов" можно было поставить массу слов, означающих языческих богов и идолов, но там стоит "элохим ахэрим", и получается, что элохим-то, похоже, не один. Но в иудаизме Бог сокровенный, а христианство принято считать откровением, то есть Бог приоткрывает себя человеку через Иисуса.

С течением времени представление о Боге дополнялось, видоизменялось. Для попытки его описания появилось апофатическое и катафатическое богословие (долго расписывать, см. википедию). Но в любом случае можно сказать, что Бог - это непознанное. До тех пор, пока существует непознанное, Бог будет находиться в нём или являться им, даже если смотреть на него только как на концепцию.

Артём Тюринотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

С разных точек зрения в разных религиях и вероисповеданиях понятие бога трактуется по-разному: в авраамических монотеистических религиях (Иудаизм, Ислам, Христианство) Бог рассматривается как непостижимая трансцендентная персонификация Абсолюта, не имеющая себе подобных; в дхармических религиях основным концептом является не совсем Бог, а дхарма — совокупность норм и правил, поддерживающих космический порядок — то, что в иных религиях считается вторичным, то есть продуктом Бога или богов. В политеистических религиях боги сначала насыщают мир (Мгла и порождённый ей Хаос у древних греков) законами и вещами, затем из их пантеона выделяется главный бог (Один у скандинавов).

Основополагающая религиозная концепция каждого народа первоначально демонстрировала его миропонимание и тот фундамент, на котором зиждились его жизнь и быт. Например, германо-скандинавская мифология построена воинственными народами и состоит в целом из идеи о том, что мир, рождённый хаосом и держащийся лишь на золоте и крови, рано или поздно должен быть уничтожен. Бог каждого человека — это зеркало его души: истинный христианин следует заветам христианского Бога, сатанист — заветам сатаны, атеист — заветам научного подхода, который тоже условно можно отнести к вероисповеданию, если упрощённо считать его исключительно формой мировоззрения.

Лично я не отношу себя ни к какой конфессии, хотя в силу воспитания апеллирую в своём представлении Бога к библейским мифам: первоначально Богу для сотворения мира необходимо было обладать свободой воли, и затем, создав по своему образу и подобию человека, он наградил свободой воли и его, тем самым потеряв своё всемогущество, потеряв возможность предсказывать действия свободного в своём выборе и своих действиях человека — то есть Бог пошёл на невиданной щедрости шаг, проявив истинную любовь, любовь Бога к человеку, любовь безусловную. Так, я полагаю считать концепцию любви и концепцию Бога единой и в рамках своей веры провозглашаю: Бог есть любовь.

И каждый, по существу, сам решает: кто такой Бог?

Показать ещё 9 ответов
Ответить