The Question
9 августа 23:52.
15036

В каких литературных произведениях страшнее всего описано ощущение бедности?

Ответить
Ответить
Комментировать
5
Подписаться
12
10 ответов
Поделиться

Давайте для начала обратимся к русской классике. Наверное, когда речь заходит и сирых и убогих и об их художественных образах в литературе, первым на ум приходит Федор Михайлович Достоевский.

Достоевский родился и вырос в Московской больнице для бедных, и, образно выражаясь, духом он и остался в этой больнице навсегда. Я имею в виду не только терапевтический характер его творений. В названии его первого романа различим не один лишь любезный русскому слуху социальный акцент. “Бедные люди” (логическое ударение на втором слове) — это словно вздох мировой скорби — вздох по всему роду человеческому, а не только горевание об отсутствии вещественных и материальных благ. Бедный человек — человек несчастный, несовершенный, далекий от идеала. Это почти божественная печаль о слабом и одиноком человеческом существе и вместе с тем его горестная самооценка.

В “Преступлении и наказании” Мармеладов говорит Раскольникову: “Милостивый государь… бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!”

“На дне” Горького – тоже изображение человеческого падения, отчаяния, нищеты. “Котлован” Платонова, “Колымские рассказы” В. Шаламова. Тут, правда, бедность, так сказать, принудительная – как средство государственной репрессии, и поэтому практически безысходна.

В западной литературе – это “Хижина дяди Тома” Гарриет Бичер-Стоу. В некоторых романах Гюго, “Принц и нищий” Марка Твена и др.

В русской поэзии – это Некрасов. “Еду ли ночью по улице тёмной…”, где женщина идёт на панель, чтобы доставить “гробик ребёнку и ужин отцу”. Вообще Россия прошлых и позапрошлых веков не воспринимается в литературе как страна богатая, обеспеченная, исполненная довольства. Вот, к примеру, из Тютчева:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

(Ф.И. Тютчев “Эти бедные селенья…”)

Современные же художественные образы хорошо описываются меткой фразой Пелевина - «солидный Господь для солидных господ». Нынешняя русская литература больше интересуется гламурной жизнью и трудностями существования олигархов. Бедность сейчас не в моде. Её стесняются, она не в тренде. Остаётся вместе с Достоевским вздохнуть: «Бедные люди!» – не в смысле их материальной недостаточности, а как констатация моральной ущербности.

28

я бы не стал называть Плевина певцом гламура - он зачастую поминает его именно что в ироничном контексте - "роскошь в понимании масс" и прочее

0
Ответить
Прокомментировать

На мой взгляд это роман Кнута Гамсуна "Голод". Однако там речь не столько о бедности, сколько о состоянии метафизической свободы, дарованной голодом. Однако причины приведшие к голоду, в том числе бедность, там выписаны живописно. Бедность, правда, там описана довольно интеллигентно. Скажем, если вам хотелось подробностей с сифилитическими провалами на лице, мягкими шанкрами и дном разложения, там этого нет. А вот ощущения отторгнутости от социума, безнадежности и тоски там много. Герой достигает "внутренней монголии" через бедность и голод. Необычная книга.

9

Так же сразу вспомнился "Голод". Невозможно было читать эту повесть голодным, сразу схватывал желудок. После того как прочел "Голод", а это скорее автобиографические пеереживания, я понял, что этому автору можно простить всё.

+1
Ответить

Uvidela vopros i zashla napisati ob etoi je knige, a vi menia operedili.))) 

0
Ответить
Прокомментировать

Большое впечатление на меня произвело таковое у Ги де Мопассана в романе "Милый друг":"Семиэтажный дом, где он снимал комнату, был населен двумя десятками семей рабочих и мещан. Поднимаясь по лестнице и освещая восковыми спичками грязные ступеньки, усеянные очистками, окурками, клочками бумаги, он вместе с болезненным отвращением испытывал острое желание вырваться отсюда и поселиться там, где живут богатые люди, — в чистых, устланных коврами комнатах. Здесь же все было пропитано тяжелым запахом остатков пищи, отхожих мест и человеческого жилья, застарелым запахом пыли и плесени, запахом, который никакие сквозняки не могли выветрить.

На узкой железной кровати, на которой от тяжести его тела образовалась впадина, валялось его будничное платье, поношенное, измятое, скомканное, всем своим отвратительным видом напоминавшее отрепья из морга. А шелковый цилиндр, его единственный цилиндр, лежавший вверх дном на соломенном кресле, точно ждал, чтобы ему подали милостыню.

На обоях, серых с голубыми букетами, пятен было столько же, сколько цветов, — застарелых, подозрительных пятен, о которых никто не мог бы сказать, что это такое: то ли раздавленные клопы, то ли капли масла; не то следы пальцев, жирных от помады, не то брызги мыльной пены из умывального таза. Все отзывалось унизительной нищетой, нищетой парижских меблированных комнат. И в душе у Дюруа поднялась злоба на свою бедность. Он почувствовал необходимость как можно скорее выбраться отсюда, завтра же покончить с этим жалким существованием."

Так же впечатлило описание у Достоевского. Когда читаешь "Преступление и наказание", именно благодаря описанию жизни главного героя становится отчасти понятен его поступок. Крошечная комната, в которой жил студент Раскольников, не могла не повлиять на его психологическое состояние. Как говорят современные психологи, жизнь в крошечной комнате, безусловно, "сужала" его сознание.

"… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая … все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.

  ...там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца... 

...Раскольников...поднялся в свою каморку...

 ...дурная квартира... …точно гроб... 

 ...тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова... лежавшего на мизерном грязном своем диване...

 ...он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку... 

...ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору...

 ...Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова..."

7
Прокомментировать
Читать ещё 7 ответов
Ответить