http://www.siwallpaperhd.com/sky-rainbow-wallpaper.html/sky-rainbow-wallpaper-2
Макс Нартский
ноябрь 2016.
99

Правда ли, что эволюция (переход в более современное и разумное общество) предполагает обязательное изменение нравственных норм и раскрепощение традиций?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Эволюция - это переход к более адаптированному в долгосрочной перспективе обществу (включая необходимую для него экосистему).

Традиции и нравственные нормы - это как раз накопленные культурные адаптации, позволявшие их обществам-носителям развиваться и распространяться в прошлом.

Основная проблема эволюции, начиная с многоклеточных - проблема эгоизма: клетки-мутанты со сломанными общественно-полезными функциями меньше тратят на это ресурсов и получают преимущество в размножении, но за счет выживаемости организмов, частью которой они являются.

Поэтому отбор идет на уровне сообществ клеток (организмов), что довольно нетривиальный процесс, вот хорошая статья на эту тему: batrachos.com

Парадокс Симпсона: в каждой из трех субпопуляций доля альтруистов (показана зелеными секторами) сокращается, а в целом она растет. Причина – в ускоренном росте тех субпопуляций, где выше доля альтруистов.

Такая же проблема на уровне взаимодействия организмов: от вирусов, болезнетворных бактерий и хищников до симбиотической микрофлоры и целых экосистем.
О жизни и долголетии Можно ли вычислить вероятное количество оставшихся лет своей жизни, и если да, то как?Какой самый первый признак (который я могу обнаружить сам) того, что я 100% болен каким-то смертельным заболеванием?Как японцы доживают до 80 лет, постоянно питаясь лапшой быстрого приготовления?Задавайте вопросы экспертам

То же и на культурном уровне: эгоисты получают индивидуальное преимущество в распространении своего образа жизни, но ослабляют общество (и экосистемы), частью которых являются.

Получается противоречие между необходимостью адаптации к новым условиям и борьбой с эгоизмом, что и соответствует идеологиям либерализма/консерватизма в политике.

Поэтому с одной стороны - да, адаптация традиций и нравственных норм к новым условиям необходима. С другой стороны, их разрушение ломает механизмы защиты общества от эгоистов и паразитов и приводит к ослаблению и гибели общества через изощренные схемы разворовывания ресурсов на всех уровнях - от "несунов" до олигархов. Более того, часть этих "новых условий" - следствие финансовых пузырей и диспропорций в экономике, связанных с их бурной деятельностью, а нередко - и прямых манипуляций общественным сознанием. И в этой части нужно не адаптировать традиции, а выводить паразитов.

Выход, как мне кажется, - в консенсусе по целям общества (сотрудничество, распространение и развитие всех составляющих экосистем), соответствующим нравственным нормам, и максимальной прозрачности всех общественных отношений, чтобы не давать возможности темным личностям манипулировать и ловить рыбку в мутной воде. Проблема в том, что процесс зашел далеко и лечение будет болезненным. Но разрушение экосистем - не менее болезненный процесс.

Скорее всего, неправда. Опыт цивилизации показывает, что все нравстенные нормы были сформулированы на достаточно ранних её этапах и остаются неизменными. Периоды большей "нравственности" сменяются периодами её дефицита, но набор этих принципов и норм не меняется. То же относится и к теме "раскрепощения" - то больше, то меньше. Отсутствие изменений в том, что касается морали и нравственности, ставит один из больших вопросов к концепции эволюции. Размывая или вовсе отказываясь от нравстенных принципов, человек, как правило, хорошо сознаёт, что он(а) делает и в какую сторону "отклоняется". 

Пример волнообразного процесса приливов и отливов общественной морали хорошо заметен в российской/советской истории. Например, "золотой", а затем и "серебрянный" век русской культуры, когда были созданы выдающиеся произведения человеческого духа не только по национальным, но и мировым меркам, сменился чудовищным падением уровня нравстенности и морали на фоне большевистского захвата власти, последовавшей гражданской войны и репрессий. Тем не менее, на смену этой эпохе в конце 1950-х гг. пришёл период нового духовного подъёма, человекоцентризма, ясного понимания того, "что такоое хорошо и что такое - плохо".

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
Ответить