Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться

Между многообразием художественных практик и теми способами производства, которые обычно относят к разряду технологий, существует сложная сеть культурных связей и отношений. Нельзя сказать, что литература была бы невозможна без изобретения печатного станка, но невозможно утверждать, что кинематограф не определяется его производственно-технологической системой. 

Критическое восприятие технологического прогресса художниками и интеллектуалами также демонстрирует смысловое и ценностное напряжение, существующее между одухотворяющим мир искусством и «омертвляющими» его технологиями. Анализ становления художественных практик, основой которых стали компьютерные технологии , с одной стороны, учет самостоятельности и взаимной не­зависимости сфер искусства и технологий. С другой стороны, новое цифровое искусство рождается на пересечении художественного творчества и технологических средств. Одна из центральных проблем, о которой впервые, по всей видимости, заявили вставшие на страже культуры романтики и викторианцы XIX в., - это проблема без(анти)духовности, духовной пустоты технологических средств. Когда человеческий мир смыслов и ценностей замещается утилитарностью производственных средств, к обслуживанию которых сводится осмысленная деятельность людей, все высокое и духовное стремительно уступает место всему мощному и эффективному. В результате прогресс становится фатальной угрозой самоуничтожения  цивилизованных народов Запада, а заодно и остальных народов нашей планеты. 

 В период самых первых активных экспериментов с компьютерными технологиями в искусстве 1950 — 60-х проблема статуса искусства, основанного на технологиях, обретает новую постановку. Поскольку значительная часть творческого процесса реализуется не самим художником, а компьютерной программой, редукция креативного участия человека и спорность творческих возможностей компьютера лишает подобные художественные практики их фундаментального измерения — самого творчества. И даже если одному из пионеров кибернетического искусства - Майклу Ноллу  удалось весьма провокационным способом показать, что творение компьютера и специалист не отличит от работы Мондриана , в мире профессионального искусства это не вызвало ни малейшего одобрения идей технологической креативности.

 В более широкой перспективе проблемы связей и отношений между художественной культурой и миром технологий обращают нас к вопросу о развитии искусства в общем социокультурном контексте, о его переосмыслении. Однако здесь мы сталкиваемся с чисто методологической проблемой обоснования и выбора подхода к исследованию. Упрощая, мы можем выделить три основных подхода к анализу технохудожественных гибридов. Технологический детерминизм задает рамки причинно-следственной динамики, где технологии на каждом шаге своего развития и совершенствования становятся детерминантой социальных и культурных изменений. Их давление приводит к неизбежным изменениям, в частности, к возникновению новых феноменов и направлений в искусстве. Этот подход в оценочном отношении близок восхищению достижениями технического прогресса и верой в его благие последствия, что также сближает его с эстетикой футуризма.

Феноменология техно-художественных гибридов возникает на пересечении традиционной жанрово-видовой структуры искусства и компьютерных технологий. Поскольку жанры и виды художественного творчества в значительной степени предопределены социальной структурой общества и общественного потребления художественной продукции, следует также учитывать различия проявлений гибридизации в массовой, высокой и народной культурах .

Аль Веласкесотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
Прокомментировать
Ответить