Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем феномен Земфиры?

ПсихологияОбразование+4
Daria Demekhina
  · 23,3 K
Первый
музыкальный критик, преподаватель НИУ ВШЭ  · 8 нояб 2016

В идеологическом плане феномен Земфиры в том, что она на нашей зарегулированной писаными и неписаными нормами поп/рок сцене отважилась репрезентировать себя как женщину, притом женщину не невротизированную, как Дягилева, и не безумную, как Агузарова (первое и второе обычно определяет женский гендер либо как несамостоятельный, либо как хтонический и примордиальный и оттого плохо способный к интеллектуальной деятельности), а женщину нормальную, спокойную, уверенную; по сути, она показала, что женский гендер может быть таким же легким, свободным и удобным, как и мужской, и совершенно не обязан определять себя через мужской взгляд; что женщина может быть самодостаточной, не слишком заинтересованной в мужском внимании и вполне автономной как по форме, так и по содержанию высказывания. И этот довольно простой, но требовавший в той среде большой отваги жест открыл ей массу возможностей: в первую очередь, он ей позволил петь о любви, каковая тема в нашем «серьезном» рок-н-ролле со времен хиппи была вещью в целом табуированной и считалась уделом «попсы». Собственно, именно через любовную тематику Земфире и удалось выйти на первых пластинках на ту совершенно уникальную, эндемичную ей свободную, хотя и внутренне драматичную интонацию, которая вернула в наш рок-н-ролл аффективную свежесть, а женской аудитории дала возможность соотнести себя и свои проблематики с очень уверенным и содержательным эталоном. Эта же возможность аффективного разговора о чувствах позволила ей в начале творчества создать музыкально вполне уникальную форму высказывания, в которой легкомыслие, прямо отвечающее в поп-музыке за «драйв», сочеталось с весьма эффектной и изящной апроприацией и проработкой тех форм и идиом, которыми она, в полном согласии с логикой постмодерна, жонглировала при написании песен. На мой взгляд, этого запаса уверенности в себе ей все-таки не хватило надолго, по ряду причин, которые тут долго выписывать, но то, что она сделала на первых двух пластинках, коренным образом изменило представление о том, что, как и о чем можно петь в нашей рок-среде: и в этом смысле равных ей в нашей поп-музыке по значению людей очень немного.

Это настолько красивый, профессиональный и интересный текст, что хотелось, чтобы он не заканчивался. Спасибо!

Журналист, экономист, переводчик. И всё бестолку.  · 9 нояб 2016
А ещё, плюс ко всему перечисленному, её феномен в способности оставаться очень закрытой при всей этой бешеной популярности. Отказываться от интервью и не общаться с прессой (кроме тех случаев, когда это необходимо ей самой - во время промокампаний туров, да и то тщательно выбирая интервьюера и жестко ограничивая круг тем для разговора), не распространяться о личной... Читать далее
Люди, ау, ваш кумир не гнушается выступлениями перед олигархами. Даже наоборот. Вам это ни о чем не говорит? И... Читать дальше
Арт-директор  · 9 нояб 2016
Попробую и я написать то же самое другими словами, всё, понятно, субъективно, да тут и не может быть объективного ответа. Итак, пресловутый "русский рок", к которому причисляется и которому противопоставляется Земфира не всегда был тем, чем пугают непослушных детей. Рок начала 80-х (особенно, конечно же, ленинградский) – это такая модная молодежная музыка, которая... Читать далее
Земфира не имеет никакого отношения к русскому року. И Цой кстати тоже. Просто что было, на то и навешивают у нас... Читать дальше
культуролог  · 9 нояб 2016
– Ладно, – говорю, – попробую… Что ж, слушайте. Пушкин – наш запоздалый Ренессанс.Как для Веймара – Гете. Они приняли на себя то, что Запад усвоил в XV–XVII веках. Пушкин нашел выражение социальных мотивов в характерной для Ренессанса форме трагедии. Он и Гете жили как бы в нескольких эпохах. «Вертер» – дань сентиментализму. «Кавказский пленник» – типично байроническая... Читать далее

Земфира - это наш запоздалый бритпоп

Лагутенко был раньше.

сеть и всё в ней  · 4 сент 2021
она настоящая (не пытается быть кем-то; просто является собой).
далее сервис хочет, чтобы я внесла воды в ответ, поэтому пишу этот бред)
и продолжаю писать. извините. никак не думала, что яндекс настолько туп)
Первый
Если по-простому, то своим первым альбомом, талантливым, задорным и по звучанию не похожим ни на что русское в то время. Им она покорила многие сердца, в том числе и школьников. Для этой аудитории как раз не всегда до конца были понятными тексты её песен, хотя в общих чертах смысл улавливался. Много ли в 99м году таких русскоязычных альбомов, которые и сейчас хочется... Читать далее
Первый
Антонъ Борисовичъ  · 12 мар 2017

В те времена была по сути эпоха техно и техно-попсы, а рок был музыкой взрослых. Именно с Земфиры началось приобщение того поколения к року или по крайней мере к тому что можно назвать роком.

Здесь все уважаемые культурологи и муз критики видимо не знают что такое рок( а термин конечно обширный). Ни по... Читать дальше