Дмитрий Трушин
ноябрь 2016.
166

Как было устроено управление Россией в 1917-1991? Генсек, Политбюро, ЦК - что это и чем занимались?Эволюция этой системы, какие проблемы возникали в ее ходе?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Управление страной (Россией в 1917-22 гг. и Советским Союзом в 1922-90 гг. до введения должности президента) было неизменным по сути и выражалось в том, что вся фактическая государственная власть была сосредочена в руках лидера партии (РКП (б), потом ВКП (б) и затем КПСС). Такая организация управления вытекала из теоретического обоснования Лениным роли партии как ведущей силы (он также называл её боевым отрядом и авангардом) рабочего класса, который устанавливает в стране свою диктатуру. В Конституции СССР 1977 г. в ст. 6 прямо признавалась то положение, которое было установено сразу после октябрьского мятежа в 1917 г.: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР". 

Описать систему управления страной в 1917-1991 гг. кратко не получится. Требуются пояснения.

Номинально в советский период существовал законодательный орган (сначала ЦИК/ВЦИК, затем Верховный Совет СССР и на конце - Съезд народных депутатов), который практически никакой роли кроме декорационной никогда не играл,а также исполнительный - в лице правительства (Совет народных комиссаров, затем Совет Министров). Однако в механизме принятия решений самое важное место после лидера партии занимало Политбюро ЦК - руководящий орган партии, её "ареопаг". Члены Политбюро руководили группами отраслей или направлениями государственной работы. При Сталине у членов Политбюро направления работы могли меняться, но, например, при Брежневе, наоборот, членами Политбюро становились руководители наиболее важных направлений: министры обороны и иностранных дел, секретари ЦК по идеологии и сельскомму хозяйству и т.д. С Политбюро тесно был связан ещё один орган - Секретариат ЦК, который рассматривал более узкий круг вопросов, в основном, кадровые и организационные (напрмер, все награждения). Секретари ЦК курировали целые отрасли экономики или направления внутрипартийной организации (сельское хозяйство, армию, промышленность, идеологию, кадры). Лидер партии опирался на Политбюро, которое, как правило, формировал под себя, предварительно одобряя кандидатуры для последующего избрания на пленуме Центрального комитета партии. Политбюро, сохраняя с подпольного времени традицию коллективного руководства, нужно было партии как доказательство того, что сама она, мол, существует не по диктаторским, а вполне демократическим основаниям. 

Деятельность Политбюро никак и ничем не была регламентирована - в этом плане страна жила в английской традиции неписаной конституции. Политбюро рассматривало любой вопрос и принимало решения, обязательные для исполнения любым министерством и ведомством, любы должностным лицом. В заключении, ниже, немного о том, как это выглядело в позднесоветские годы - 1970-80-е гг. 

Фактическими руководителями страны были Ленин, Сталин, Хрущёв, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачёв. Поскольку характерной чертой авторитарного режима, коим являлся советский коммунистический режим, было отсутствие механизма смены власти в периоды, наступавшие после смерти предыдущего лидера, на некоторое время (обычно 4-5 лет) возникала ситуация разновластия. Так, например, после смерти Ленина, являвшегося председателем Совета народных комиссаров (правительства), в январе 1924 г. Сталин не сразу выдвинулся на роль единственного безоговорочно признанного лидера. Это произошло примерно в 1928-29 г. по итогам острой аппаратной борьбы, когда ему удалось выдавить из власти Троцкого (рассматривася в стране как наиболее очевидный преемник Ленина), Зиновьева и Каменева, сместить с поста председателя правительства А.Рыкова. Но и в это пятилетие Рыкова нельзя назвать лидером страны, более того, он даже не входил в круг руководящей "четвёрки", которая в силу своего внутрипартийного авторитета, близости к Ленину, роли в октябрьском перевороте имела несравненно большее влияние - Троцкий, Зиновьев, Каменев и Сталин. В этот период межвластия решения принимались коллективно в рамках Политбюро ЦК, решения которого были обязательны к исполнению и оформлялись при необходимости решениями правительства и ЦИК (затем ВЦИК). В этот период Сталин занимает должность генерального секретаря ЦК, которая в тот период воспринималась в партии и стране почти как техническая - управение внутрипартийными делами. Но в силу роли партии, когда все кадровые и организационные решения по государственным органам принимались именно в партии, точнее - в её ЦК, а также в силу личного характера и амбиций Сталина, именно эта долность впоследствии станет ключевой для того, чтобы быть лидером партии.

Но должностное оформление положения лидера партии варьировалось: Ленин был председателем правительства, Сталин до мая 1941 г. - генсек. Однако необходимость международного общения требовала формализованного государственного ранга. В мае 1941 г. он возглавил Совнарком (с 1946 г. - Совет Министров СССР), оставаясь на этой должности до своей смерти в 1953 г.

После смерти Сталина вновь возникает разновластие всё из-за отсутствия механизма смены власти: на первых ролях "триумвират" - Маленков, Берия, Хрущёв. После ареста Берию замещает Булганин. Но на перую роль выдвинулся Хрущёв именно в качестве руководителя партии. Он повторяет сталинский эксперимент второй половины 1920-х гг. с расчищением себе дороги во власть. Но и его международная практика заставляет принять государственный титул - вслед за Лениным и Сталиным Хрущёв возглавляет правительство: он - председатель Света Министров СССР.

Несмотря на государственный ранг Хрущёва меняют в качестве фактического лидера страны именно на Пленуме ЦК (в октябре 1964 г.), оформляя затем решение и о его замене во главе правительства. Пленум не просто так принял это решение: почти всё Политбюро предварительно приняло это решение и "провело" его на Пленуме ЦК, поскольку именно ЦК должен собраться на пленарное заседание и проголосовать. 

После смещения Хрущёва первоначально вновь правил "триумвират": Брежнев - первый секреарь ЦК (позже снова Генсек ЦК), Косыгин - председатель Совета Министров СССР и Подгорный - председатель Президиума Верховного Совета СССР. В 1977 г. Брежнев также "обзаводится" государственным титулом, но он уже нарушает традицию и занимает место Подгорного - номинального главы государства. И Косыгин и Подгорный - члены Политбюро (до их отставки). Та же ситуация повторяется с Андроповым и Черненко. При Горбачёве посты снова разъединяются (он - генсек, Громыо - председатель Президиума Верховного Совета, Рыжков - председатель Совета Министров). Позже Горбачёв становится президентом, но он делает это уже на фоне изменения роли партии: из Конституции исключается ст. 6, а Политбюро становится чисто внутрипартийным органом, лишённым государственных функций.

Теперь о роли Политбюро в механизме принятия решений в 1970-80-е гг. Политбюро было ядром этого механизма и рассматривало и принимало решения по всем вопросам государственной жизни: в экономике, внешней политике, по вопросам вооружённых сил, госбезопасности, по проблемам республик, по профоюзам, комсомолу и т.д. Все расходы в государстве от 5 млн. руб. утверждались на Политбюро. Решение о проведении Олимпиады. Амнистии. Ввод войск в Чехословакию и Афганистан. Оказание помощи третьим странам. Назначение министров, руководителей республик, командующих округами, армиями, командиров дивизий (и по флоту), послов и т.д. Для того, чтобы решить какой-либо вопрос министерство готовило "Записку в ЦК": на бумаге А4 верже излагалась суть вопроса, предлагаемое решение, а также прилагался проект решения Политбюро. В заголове вверху посередине страницы писалось: Ц К  К П С С   и следовал текст. Подписывал - без указания должности - соответствующий министр или несколько министров, если это был общий вопрос. Никаких спорных вопросов выносить было нельзя - все разногласия дожны были быть урегулированы предварительно. Политбюро приниммало решение - обычно соглашалось - и документ становился основой для действий. Были нюансы, но о них отдельно.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
5
Прокомментировать
Ответить