---- ----
ноябрь 2016.
6383

Зачем устанавливать памятник князю Владимиру, у которого было 800 наложниц и который изнасиловал будущую жену при ее родителях, а затем убил их и ее брата?

Ответить
Ответить
Комментировать
6
Подписаться
5
8 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Мой комментарий предложено оформить ответом. Наверное есть смысл, хотя я ради ссылки это писал.

Относительно жестокости Владимира и его 1000 наложниц -- это у язычников считалось доказательством его силы, на то он и князь.

Упоминания о насилии есть в летописях, и, что важно для понимания, собственно, в его житии принятом и людьми, и церковью.

Кратко можно познакомиться в книге Карпов. Владимир Святой:

---------------------------

«…Послал [Владимир] к Рогволоду в Полоцк, — рассказывает об этом «Повесть временных лет», — с такими словами: “Хочу дщерь твою поять себе в жены”. Тот же спросил у дочери своей: “Хочешь ли за Владимира?” Она же отвечала: “Не хочу розуть робичича, но Ярополка хочу”». («Розуть» — то есть вступить в брак: по обычаю, невеста разувала своего супруга, тем самым признавая его власть над собой.) «И вернулись отроки Владимировы, и поведали ему всю речь Рогнедину»{83}.

Итак, это был отказ, означавший не только личный выбор гордой княжны, но и политический выбор ее отца, полоцкого князя. Прозвучал же этот отказ вызывающе оскорбительно для Владимира. Назвав новгородского князя «робичичем» (сыном рабыни), Рогнеда как нельзя больно уязвила его. Это была пощечина, снеся которую, Владимир превращался бы в посмешище для всех. Ведь слова княжны стали известны и в Новгороде, и в Киеве.

....

Обиду надлежало смыть кровью самих обидчиков. «И пришел Владимир к Полоцку, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его поял себе в жены», — кратко сообщается в «Повести временных лет».

Более обстоятельный рассказ содержит Лаврентьевская летопись, в которой под 1128 годом записано предание о полоцких князьях. Главную роль в событиях, разыгравшихся в Полоцке, этот рассказ отводит Добрыне. Именно он, охваченный яростью, повелевает войскам двинуться на Полоцк. «Идоша на Полоцк, — продолжает летописец, — и победили (Добрыня и Владимир. — А. К.) Рогволода. Рогволод же вбежал в город. И приступили к городу, и взяли город»{84}. Об осаде города и о сражении, «учинившемся» «на поле» пред градом, сообщает и В.Н. Татищев, использовавший не дошедшие до нашего времени летописные своды (Лаврентьевскую летопись Татищев не знал).

-------------------------

Так кровью и слезами завершилось сватовство Владимира. Так неизменно, в различных записях русских былин, будет завершаться и сватовство былинного князя Владимира, в образе которого, как мы увидим, воплотились многие черты реального Владимира Святославича. О том, насколько впечаталась в память потомков полоцкая кровавая свадьба, свидетельствует тот факт, что даже в церковно-историческое сочинение — так называемую особую редакцию Жития святого Владимира, в повествование о крещении князя и о взятии им греческого города Корсуни (центральный эпизод всего Жития Крестителя Руси) — вошел вымышленный рассказ о том, как Владимир сначала заслал сватов к корсунскому князю, а затем, разгневанный отказом, обесчестил корсунскую княжну на глазах князя и княгини{87}.

---------------------------------------

Мощный и хорошо укрепленный город[17],{85} пал на удивление быстро. Внезапность нападения и натиск варягов принесли Владимиру победу — первую (если не считать бескровного овладения Новгородом) в длинной цепи его военных успехов.

Участь правящей в Полоцке династии была ужасной. Рогволода, его жену и сыновей{86} убили. Но прежде чем это сделать, Добрыня в отместку за нанесенное ему оскорбление решил унизить и обесчестить их. «И поносил Добрыня Рогволода и дочь его, и нарек ее робичицей, и повелел Владимиру быть с нею пред отцом и матерью». И, следуя совету всегдашнего своего наставника, Владимир силою овладел Рогнедой на глазах ее родителей. «И нарек он имя ей — Горислава».

------------------------------------------

litmir.cowww.litmir.co

Там же, но номер страницы не сохранил:

О страшных подробностях первых дней пребывания Владимира в завоеванном городе рассказывается в Житии князя Владимира особого состава:

«…А князя корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил…»

Этот рассказ, несомненно, слишком напоминает известное предание о насилии, учиненном Владимиром над полоцкой княжной Рогнедой около 978 года. Во многом, как мы уже отмечали, он имеет фольклорное происхождение. Но в сокращенном, лишенном какого-либо сказочного обрамления виде этот же рассказ читается в особой (распространенной) редакции Проложного жития святого Владимира («Успение благоверного великого князя Владимира»), сохранившейся в рукописях XV–XVI веков, но имеющей, по-видимому, более древнее происхождение: по взятии Корсуни, сообщается здесь, Владимир «князя и княгиню убил, а дщерь их дал за Жберна»{278}.

----------------------------------

Так что Владимир был обычный князь язычник, но среди обычных именно он один крестился и отказался от своих прежних "подвигов". В этом смысл памяти о нем церкви. А памятник. Думаю он был бы против. У них было принято храмы строить, а не памятники.

40
-5
Прокомментировать

Давайте начнём с того, что памятник в центре Москвы устанавливают вовсе не в честь князя Владимира, правившего более тысячи лет назад, а в честь другого человека, всем нам хорошо известного. Поэтому дискуссии о роли князя в истории нашей страны и его моральном облике имеют мало отношения к делу. 

Из всех исторических деятелей по имени Владимир выбрали того, кто соответствует текущему тренду - активное взаимодействие государства с церковью вплоть до массированной пропаганды и навязывания религии при помощи административного ресурса...

40
-12

Мне кажется это уже особая степень развития интеллекта у определённой группы людей - видеть Путина там, где о нём нет даже упоминания

-6
Ответить

Да, возможно. Пять лет на историческом факультете не прошли бесследно.

+2
Ответить

Александр, но вы же увидели...

+8
Ответить
Ещё 15 комментариев

Анна, Вы это серьёзно??? Это называется апофения))).

-4
Ответить

Нет, Эдуард, это называется непрямой культ личности. Общественные послания на уровне намёков и аллегорий - для нашей страны явление совсем не новое. 

+7
Ответить

Апофения - это видеть в памятнике Владимира Высоцкого или Владимира Маяковского. А чтобы не увидеть в огромной статуе тёзки нашего Вождя с огромным православным крестом очевидный и прозрачный намёк, надо очень постараться.

+4
Ответить

Возвеличивание человека путём отдания чести одноимённому святому - практика, уходящая корнями вглубь веков. Это когда при жизни вроде нельзя, но ОЧЕНЬ хочется. История живописи эпохи Возрождения вам в помощь. 

+6
Ответить

Апофения - это видеть то, что хочешь уведить, находя при этом любые, притянутые за уши, доводы. Анна, до Вас я не задумывался о непрямом культе и Ваш взгляд мне очень понравился. Но Владимир Святославович для меня - это Владимир Креститель. И никаких аллюзий я в этом не усмотрел). Кстати, при крещении ему дано было имя Василий). А так-то спасибо за интересную точку зрения).

-4
Ответить

Ага, только государство у нас, на минуточку, светское, и религиозные деятели обычно почитаются в рамках своих конфессий. Ничего не имею против статуи Владимира Крестителя в каком-нибудь городском храме, но 17-метровый (изначально хотели 25-метровый) памятник в самом центре столицы за 150 000 000 рублей... Кого мы обманываем?

Если вы в очевидных признаках скатывания страны к авторитарному режиму видите притягивание за уши, то я вам искренне завидую. А полёты лидера со стерхами - это исключительно из любви к птицам, а постановочные ныряния за амфорами - из любви к истории... Ну и так далее...

+9
Ответить

После Вашего последнего замечания хочется сказать: "Все с Вами ясно" :-D. А можно пару вопросов? США - светское государство? Памятник какой исторической(!) личности можно устанавливать, а каким нет и почему?

-4
Ответить

А! И еще! Стоит ли снести памятник Владимиру, установленные в Торонто и Лондоне?

-3
Ответить

Понятия не имею причём здесь США, Торонто или Лондон.

+4
Ответить

Анна, как причем? Например.

>>>Ага, только государство у нас, на минуточку, светское, ... Ничего не имею против статуи Владимира Крестителя в каком-нибудь городском храме

В США, например, президент дает клятву на Библии, а не на конституции. И это не мешает быть светским государством, а вас памятник оскорбил. 

Дальше продолжать не хочу.  

-3
Ответить

"а вас памятник оскорбил" - где я говорила, что меня оскорбил памятник? Вы меня с кем-то путаете.

Клятва на Библии в США и любой другой стране является пережитком прошлого, об этом говорят и сами граждане этих стран. В очередной раз не понимаю к чему вы пытаетесь примешать в тему другие страны. Меня беспокоит ситуация в моей стране, до других мне дела нет.

+6
Ответить

Я просто не понял, почему Вам так не угодил памятник. То Вы про культ, то про светское гос-во.))))

-4
Ответить

>>>Клятва на Библии в США и любой другой стране является пережитком прошлого, об этом говорят и сами граждане этих стран. 

Источники???

 В США 63 процента американцев считают себя принадлежащими к какой-либо конфессии. 60 млн.католиков и 93 млн. протестантов. 

-3
Ответить

А более 50% жирафов погибают не достигнув взрослого возраста.

Я не знаю как называется психический феномен, проявляющийся в постоянном оглядывании на США и сравнения себя с ними, но это ещё один тревожный симптом, наряду с вышеупомянутым памятником, который вызывает у меня беспокойство за здоровье нашего общества.

+7
Ответить

Аннушка, ды я судя по вашим "непрямым культам" личности и пишу так. Вы же только тут везде дерьмо видите, приходится проводить параллель))). Процетирую: "Мне кажется это уже особая степень развития интеллекта, везде видеть Путина". :-D

-3
Ответить
Прокомментировать

Вообще сюжет "раскаявшийся грешник" достаточно распространен в христианской традиции: бывшая блудница Мария Магдалина, бывший фарисей Савл, участвовавший в гонениях на христиан, а потом уверовавший и ставший апостолом Павлом, далее везде. Идея христианства - она же в том числе в том, что покаяться в грехах, изменить себя никогда в общем-то не поздно. Каноническое описание жизни Владимира точно в такой же логике: он грешил, грешил, а потом крестился и как бы новым человеком стал. Что-то похожее можно найти и в описаниях первых крестившихся монархов других стран, Хлодвига, например.

Ну а почему Владимиру ставят памятник именно сейчас с Путиным и патриархом - это отдельная песня.

21
-2

Ну мы то с вами понимаем, что раскаяния никакого там не было, а христианство - это был политический шаг. 

+4
Ответить
Ну не без этого. Но в данном случае памятник ставится нестрлько реальному человеку, сколько образу. И я писал, как этот образ уживается с рассказами о наложницах, жестокости и т.д.
-1
Ответить

А после того, как он принял христианство, куда наложницы-то делись?

+1
Ответить
Прокомментировать

Как мне объяснял преподаватель РАНХиГС: Он братоубийца(это точно), еще имел 800 наложниц, насиловал Рогнеду (Жену своего брата, которая противилась идти замуж за Владимира) (последние два факта невозможно доказать). Ему еще много грехов всяких приписывают, но это основные. Представим, что все это было. До 988 он был язычником. По языческим меркам, все, что он делал - нормально. По меркам современным - дикость и вообще преступление. После всего этого(еще и после неудачной языческой реформы), он вдруг решает выбрать монотеистическую(единый бог = единый правитель Руси) религию - христианство. (Еще был вариант - ислам т.к. там было разрешено многоженство (вспоминаем 800 наложниц :D ), но там было запрещено пить вино, что Владимиру не понравилось.) Вообще, все эти истории про 800 наложниц, насилие и прочее, конечно, интересны, но маловероятно, что события, описываемые в них, вообще происходили. Здесь невозможно дать однозначный ответ. Так вот, за то, что он официально ввел христианство на Руси (он сильно помог в развитии христианству на Руси) ему как бы простились все грехи, ему, образно говоря, дали своеобразную индульгенцию. Отныне, он милый дядька, который ввел христианство и че бы ему не поставить памятник. Все его незначительные преступления, которых возможно и не было, закрылись огромным поступком - введение христианства на Руси. Поэтому ему и ставят памятник.

5
-4

Сейчас Вас заминусуют так же, как и мой ответ)

+2
Ответить

Минусы в спорной теме - естественно. У каждого свое мнение.

+1
Ответить

К слову, он не выбрал мусульманскую веру, не только из-за вина, а в принципе из-за алкоголя. Вино тогда особо на Руси не пили, были напитки по типу медовухи и пива с низким содержанием алкоголя.

+1
Ответить
Ещё 3 комментария

По языческим меркам, все, что он делал - нормально. По меркам современным - дикость и вообще преступление. 

------------------

Да. Так мерки сменил сам Владимир. Когда он крестился и крестил -- сменил мерки, которые развивались развивались и теперь такие как есть.

Правда, кое кто теперь у нас, почему-то восхищается Иваном Грозным и Сталиным, которые от новых мерок вернулись к меркам Владимира до его крещения.

-1
Ответить

А вот про товарища Сталина не надо, каждый имеет право на свое мнение и неприятно, когда насильно навязывают официальное мнение. Я вот например уважаю Сталина и читаю его труды. И Ленина тоже. 

0
Ответить

И судя по вашим рассуждениям я понимаю, что вы недалеко от средневекового сознания ушли. Поэтому и Сталина ненавидите 

0
Ответить
Прокомментировать

Володимер с Рогнедой (Гориславой или Анной - зовите как кому милее))) - основали Великую Русь, объединив два враждовавших до этого Дома,  и став предтечами Российской Империи. Это важно и вполне заслуживает того, чтобы поставить памятник.

Насилие и наложницы - вымысел, убийство Рогволода тоже. Позднее наверное хотели подчеркнуть значимость христианства, но Русь была крещена ДО Владимира (Фотиево крещение посмотрите), это лично он крестился)))
Немного об истории есть тут https://www.liveinternet.ru/users/yasynia/post418287192/

0
-1
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить