Иван Кочетков
ноябрь 2016.
1323

В истории Католичества есть светлые и тёмные страницы. По Вашему мнению, в XXI веке Святой престол находится на подъеме могущества или спаде, и почему?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться

«Церковь, стремящаяся быть привлекательной для всех, уже находится на ложном пути. Потому что Церковь трудится не для себя, она трудится не для того, чтобы увеличивать свою численность и тем самым — свою власть. Церковь служит Другому, она служит не для себя, не для того, чтобы быть сильной, она служит для того, чтобы донести до всех весть об Иисусе Христе, великие истины, великие силы любви, примирения, проявившиеся в Его образе, и которые всегда исходят из присутствия Иисуса Христа» (Святейший Отец Бенедикт XVI).

Я уже как-то здесь отвечал, что модернизация и стремление всем нравиться не идут Церкви на пользу: в 70-х начался отток верующих и настоящий исход священников и монашествующих (а смысл оставаться в сане, если нет мотивации и всё будто бы теперь позволено и стало необязательным?). При Бенедикте XVI этот процесс пошёл вспять - вновь начали наполняться храмы, монастыри и семинарии. Но с 2013 года новый спад на фоне релятивизма вроде "добро и зло у каждого свои", "я не верю в католического Бога", etc.

Могу порекомендовать неплохую статью Rorate Caeli "Эффект Франциска" в переводе СКГ. Если коротко: эффект – пустышка. Даже наоборот. В годы правления Бергольо в Аргентине число семинаристов сократилось вдвое, как сейчас сокращается интерес к его персоне и аудиенциям. Между тем, более 200 000 жителей Германии официально вышли из Католической Церкви лишь в 2014 году. В Ирландии – некогда оплоте Церкви – семинаристов исключали за "слишком консервативные взгляды". Нет семинаристов и во многих епархиях Европы, возглавляемых либеральными епископами.

Тогда как только в последние годы понтификата Бенедикта XVI:

  • в 2012 г. на 43 генеральных аудиенциях побывало в общей сложности 447 000 человек, а в 2011 г. на 45 аудиенциях – 400 000 человек. Больше всего паломников побывало на октябрьских аудиенциях (90 000), а меньше всего (10 500) – на аудиенциях в августе, что связано с каникулярным сезоном;
  • на конец 2010 г. католиков в мире было 1 млрд 200 млн или на 15 млн больше, чем годом раньше; с 2008 по 2009 г. количество крещеных верных (католиков) выросло на 15 млн (на 1,3%). За 8 лет число католиков в мире возросло на 11,45% – с 1,045 млн в 2008 г. до 1,166 млн в 2008 г.: в Африке рост составил около 33%, в Европе – 1,17%, в Азии – 15,61%, в Океании – 11,39%, в Америках – 10,93%;
  • количество священников непрерывно возрастало: в 2010 г. их стало на 1,643 больше, чем годом раньше. Самый большой прирост зафиксирован в Азии (1,695) и Африке (761), а в Европе их стало меньше на 905 человек. С 1999 г. общий прирост священников составил 1,4%, а епархиальных стало больше на 4%;
  • перестало уменьшаться число монахов, принесших обеты: в 2010 г. их стало больше на 436 человек. А вот сестер-монахинь стало меньше на 8 000. Этот спад приходится на Европу, Америку и Океанию, в то время как в Африке и Азии их стало больше на 2%.
  • за 5 лет (2005 – 2010 гг.) вчетверо возросло количество воспитанников духовных семинарий. Только за 2008-2009 гг. число призваний к священству увеличилось на 0,82%, достигая 117 982 человек;
  • по итогам Года Священника (2010) число священников, отказавшихся от сана, составило рекордно низкую цифру за последние полвека, и возросло число прошений о разрешении к возврату к священнослужению (в 2010 г. таких прошений было 460);
  • число католиков регулярно увеличивалось за счёт конвертитов из числа бывших англикан и лютеран. Папа учредил несколько персональных ординариатов для бывших англикан, шла подготовка к созданию ординариата для бывших лютеран, и полного возвращения в лоно Церкви братства св. Пия Х в качестве персональной прелатуры.

В каких условиях жил и работал Папа раньше - в документальном фильме на немецком языке:

https://www.youtube.com/embed/hPa4sYQM9CU?wmode=opaque

Так что можно смело говорить - в Католической Церкви сейчас трудные времена. В плане личного влияния ("могущества", как вы пишете) разных деятелей потерь никаких, даже наоборот - модернистское лобби как никогда сильно, и результаты проведённого при Бенедикте XVI расследования Ватиликса спрятали в архив, не дав им хода, тем самым спасая некоторых сомнительных персонажей. И к чему это всё приведёт, одному Богу известно, но мы знаем, что за спадом всегда следует подъём, а Господь обещал: врата ада не одолеют Церкви.

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
20
-4

Совсем неуверен, что личность одного человека может настолько влиять на количество обращенных и наоборот отвернувшихся от церкви, тем более за такой короткий период времени. Мне кажется, что эти процессы гораздо глубже и имеют под собой другие корни. А если все же личность одного человека влияет на выбор религии, то нужны ли церкви такие новообращенные и не лучше ли она без них?

+2
Ответить

Ещё как может) Потому что личность руководителя=политика корпорации и генеральная линия партии. В нашем конкретном случае это либо упор на разумную веру и познание мира с помощью науки, верное следование заветам Христа (Бенедикт XVI) или упор на личную медийную популярность (Иоанн Павел II и Франциск). Это видят не только верующие, но и епископы, священники. Если для епископа Рима объятья с шведскими лютеранками и поцелуи шведских лютеран важнее посещения пострадавших от мощного землетрясения регионов Италии (в которой он де-факто возглавляет поместную Церковь), или если сам нарушает нормы канонического права и даже собственные указы ради омовения ног преступницам-мусульманкам - приоритеты ясны. Значит, и для священников на первом месте будет не Евангелие, а всякая "милота" - тренд задан.

Разумеется, качество важнее количества. Поэтому в Католической Церкви не крестят по квитанции, прежде чем стать католиком, нужно около года проходить катехизацию - изучать основы вероучения и Писание. На примере моего прихода: записалось на катехизацию 20 человек, до финала дошли пятеро (остальные перестали ходить), через год от этих пятерых осталось в лучшем случае двое. Что влияет: отношение священников к прихожанам, местоположение храма и расписание Литургий (ехать на окраину каждое вс к 10 утра не все в состоянии), содержание проповедей (если ни о чём - люди теряют интерес), и другие факторы.

+1
Ответить

Еще можно поверить, что через недовольных епископов недовольство спускается к пасторам, а через них к пастве, но утверждение, что большому количеству верующих не нравится Папа Римский и потому они уходят от Бога несколько странное. Тем более в религии с достаточно сложным порогом вхождения. Ведь популизм как раз и направлен на массы, возникает противоречие, нет?

+1
Ответить
Ещё 4 комментария

А у нас сейчас всё противоречие.

Насчёт недовольных епископов и священников не согласен - обычно это не совпадает, и никто не спускает вниз по иерархической лестнице своего мнения. Если это не касается популизма и релятивизма, конечно)

Кто сказал, что люди оставляют Бога? Надеюсь, что нет. Они просто реже участвуют в богослужениях, меньше жертвуют Церкви.

Популизм этот направлен вовне, на СМИ и людей нецерковных, на левые круги. У него нет задачи сделать католиками ещё пару миллионов человек, лишь культивируется привлечение внимание к персоне. Если Иоанн Павел II был не только звездой эфира, но и пользовался этим вниманием для проповеди христианства, то сейчас такого как будто бы нет...

+1
Ответить

Я имел ввиду не спуск по иерархической лестнице некоего конкретного мнения, но лишь следование авторитетному мнению, что в условиях христианства (имеется ввиду полузакрытые сообщества верующих с авторитетом в виде одного человека (пастора), трактующего писание по своему усмотрению) достаточно  распространенное явление. 

Уход от обрядовости в современном христианском мире все более распространенное явление, что в среде православных, так и в среде католиков, возможно приведенная вами статистика лишь следствие этого, возвращение к норме после резкого подъема, но не ухудшение.

Опять же, если популизм направлен вовне, должна приходить реакция в виде новых желающих приобщиться к религии, но если их нет, то это странный популизм, не находите?

0
Ответить

Вы описываете протестантов - полузакрытые общества с авторитетом вождя свойственны им, но никак не католикам и православным.

Насчёт обрядовости не согласен - у католиков-традиционалистов семинарии ломятся от призваний, и число прихожан постоянно растёт, а ведь у них Литургия дольше и на латыни, правила строже, никаких гитар и тамтамов.

Ничуть не странный. Если считать, что цель его - не привлечение людей в Церковь, а неослабевающее внимание к персоне епископа Рима.

Может быть, это парадокс, но если в церковной общине всё позволено, она переживает кризис. Англикане переходили в католичество, так как не хотели признавать однополые браки и женское священство. Паства у лютеран и либеральных протестантов всех мастей редеет. Зато вот наши традиционалисты всё больше священников рукополагают, и их общины растут за счёт уставших от псевдо-богослужений с воздушными шариками, гитарной попсой, всякими развлечениями типа стриптиза священника и благословением каким-нибудь младенцем, пустыми проповедями, а ещё растут естественным путём - там много молодых семей и детей.

0
Ответить

Честно говоря, обычно читаю ваши ответы с упоением буквально, но этот раз стал исключением. Уж больно вы критикуете Папу Франциска, порой даже переходя на откровенное осуждение. Вообще, не согласна с вашей позицией о нынешнем Папе в целом. Я бы не торопилась с такими поспешными выводами о спаде. Безусловно, Франциск является своеобразным реформатором и порой его высказывания могут удивлять, но никак нельзя назвать его бездействующим и не приносящим плода. Как мне кажется, он, если можно так выразится, "оживляет" Церковь, не закрывает глаза на насущные проблемы и своими действиями способствует установлению мира между религиями (с теми же самыми "всякими протестантами", православными).

Также, в СКГ я нашла данные о том, что за последние годы число католиков во всем мире значительно выросло.

Не соглашусь также и с цитатой про священника, пахнущего овцами:) Думается мне, слова: "Пастырь должен пахнуть паствой" - всё-таки довольно глубоки (как и многие высказывания Франциска), но не мне вам объяснять, что они обозначают обязанность священника преданно служить народу Божьему и не отдаляться от него.

Еще хочется добавить про появление заинтересованности и внимания к Папе самими католиками. Обратите, например, внимание на количество молодежи, посетившей ВДМ 2016 (по подсчетам около 2-2,5 млн людей).

В любом случае, даже если вы не измените своего мнения о Франциске, спасибо вам за ваши подробные и полезные ответы!

П.С. А в Новосибирске снова работает семинария:)

+4
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью