Полина Воробьева
ноябрь 2016.
5331

Почему архитектура храмов и соборов в России и в Европе так отличается друг от друга?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
4
5 ответов
Поделиться

Это разные традиции. Русская церковная архитектура наследует византийской и похожа на неё. Западная с византийским наследием не связана.

Самые древние христианские церкви выглядят как очень длинные здания с входом в одном торце и алтарём в другом. Куполов нет, и сводов тоже нет. Они перекрыты деревянными балками. Внутри стоят колоннады, которые разделяют интерьер церкви на три протяжённых зала (а иногда и пять), из которых центральный шире и выше, чем боковые. Такой тип церкви называется базилика. Выглядит вот так:

(на фото церковь св. Павла в Риме 4 в., не сохр.)

На Западе христианские церкви долго были такими и только такими, примерно до 9 века; потом стали усложняться план и конструкция: появились башни, амбулатории, капеллы и проч., а главное - системы сводов, всё более сложные и совершенные. В итоге они стали выглядеть уже немножко по-другому, например вот так:

(на фото собор в Бурже, примерно рубеж 12-13 вв., сохранился)

Но тип принципиально не изменился. До сих пор почти любая западная церковь - это по-прежнему такое же протяжённое здание, базилика, с входом с одного торца, с алтарём в противоположном торце, рядами колонн, которые делят интерьер вдоль, и чаще всего без купола. Замечу вскользь, что к конфессии это отношения не имеет: так выглядят и католические, и протестантские церкви.

А в Византии было немного по-другому. Там гораздо раньше (в 6 в.) в архитектуре появились своды, а позже распространился так называемый крестово-купольный тип храма. Это, если не вдаваться в подробности, храм не протяжённый, а квадратный или, во всяком случае, такой, у которого длина не намного больше ширины, интерьер перекрыт сводами, которые расположены ярусами, как бы пирамидой, и венчает эту пирамиду большой купол, накрывающий центр храма. Куполов может быть несколько, но центральный - всегда больше, всегда главный. Крестово-купольным такой тип храма называется потому, что основные его своды примыкают к куполу с четырёх сторон, то есть крестом расходятся от него. Вот так:

(На фото собор Мирожского монастыря в Пскове (архитекторы греческие), 12 в.)

Начиная по крайней мере с 9 в., а то и раньше, большинство церквей, построенных в Византии, выглядит так. Я предполагаю, хотя на этот счёт лучше у кого-то поавторитетней спросить, что широкое распространение именно этого типа связано с обычаем покрывать своды храма росписями в определённом порядке, для которого такая структура сводов наиболее удобна. То есть такой тип церкви предопределён каноном, но не архитектурным, а живописным.

В странах, которые в культурном отношении были связаны с Византией, в частности, переняли от неё традиции иконописания и настенной росписи в храме, в архитектуре церквей господствует крестово-купольный тип: в Армении и Грузии, на Руси, в Сербии. Крестово-купольный тип храма ассоциируется с православием, но возник и распространился на христианском Востоке задолго до разделения церквей.

Дальнейшее развитие русской церковной архитектуры связано с прецедентами: есть Успенский храм во Владимире, который в общем-то случайно пятиглавый (он сначала был одноглавым, а потом его расширили), через 300 с хвостиком лет после него построили Успенский собор в Московском Кремле, который, в знак политической преемственности, подражает Владимирскому и поэтому тоже пятиглавый, ну, и почти все городские и монастырские соборы Московской Руси 16 - 17 вв. подражают крёмлёвскому и тоже, соответственно, пятиглавые. И крестово-купольные.

46
-2

"Самые древние христианские церкви выглядят как очень длинные здания"???

Может всё-таки не самые древние? И может, всё-таки самые древние не имели внутренних колоннад?

0
Ответить
Прокомментировать

Справедливости ради нужно отметить, что и в Европе церковная архитектура очень разная. Есть романика, есть готика (в которой много разновидностей), барокко, неоготика, модерн. Это связано с эпохой и регионом - в разное время строили по-разному; в Италии преобладает романский стиль, во Франции - готический.

Храмовая архитектура на Руси черпала идеи из Византии. И если в первых русских церквях (вроде храма Покрова на Нерли) ещё можно было увидеть некоторое созвучие с европейскими (может, оттого, что до XIII века русские не видели разницы между католиками и православными, и латинские храмы стояли во всех крупных городах княжеств), то потом уже отличия стали расти. При этом есть и православные церкви в готическом стиле - каприз аристократов.

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
5
0
Прокомментировать

На самом деле не так уж и отличаются. И то, и другое, как правило, базилика с поперечным нефом и алтарной частью за ним. Только в Европе продольные нефы превышали поперечные по длине, а в России они чаще всего были одинаковы, хотя есть и исключения. На пересечении нефов как правило устанавливался световой барабан, чаще всего перекрытый куполом. С развитием готики, позволившей разгрузить наружные стены, выведя горизонтальные нагрузки на пределы храма, световой барабан потерял свое значение, поскольку свет проникал в здание через громадные витражные окна. Видимо, в силу канона эта схема на Руси не прижилась (требовалась большая площадь стен под роспись), поэтому световые барабаны с куполами не утратили значение и стали доминирующим элементом.

1
0
Прокомментировать

Так уже исторически сложилось. Родина христианства - Палестина, создатель учения - Иисус Христос. Локально утверждались и создавались храмы святого учения. Люди создали 1 храм, потом 2-ой, 3-ий и т.д, стиль постойки утвердился , а позже распространился на определённые территории. Как договорились наши предки, как распространился стиль, так и стоят храмы наделённые своими уникальными особенностями.

0
0
Прокомментировать

Потому что в Европе господствует католическое христианство, а в России - православное. Соответственно и архитектурные каноны у двух течений - разные. Католические церкви строились в готическом стиле, храмы у них стремятся вверх, верхушки удлиненные, высокие своды. Другие различия - это присутствие куполов у православной церкви (соответственно отсутствие у католической), также в православной церкви есть иконостас, который закрывает алтарь (у католиков иконостаса нет, поэтому и алтарь открыт), отличаются и росписи икон и фресок.

1
-2

Это понятно, но почему бы не строить по православные храмы на манер католических? Меня интересует вопрос "почему именно так, а не иначе"? Православие и католичество это разные ветви одного и того же христианства, почему же тогда постройки такие разные? Неужели есть какие-то негласные правила?

+1
Ответить

Именно это негласные правила я и имел ввиду под своими "архитектурными канонами" у каждой из двух церквей.

0
Ответить

отсутствие куполов у католических храмов

Ну вы бы хоть собор св. Петра вспомнили, что ли.

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью