Самостоятельность следует поощрять с самого раннего возраста - с первых месяцев жизни. Не удивляйтесь, это именно так! Вопрос сложности задачи, которую может решать ребенок.
Однако самостоятельность развивается уже при манипулировании предметами. Самостоятельность развивается уже в кручении игрушек, бросании их и т.п.. Если ребенку не давать этой возможности - потом это будет сложно исправить, он станет боязливым и не предприимчивым. Эриксон утверждает, что самостоятельность начинает закладываться в возрасте 1-3 лет. Однако в одной из книг Оливера Сакса приведен один экстраординарный случай женщины, которая в силу инвалидности детства была подвержена гиперопеке и в результате не научилась пользоваться руками. Да, да, Вы не ослышались - пользоваться собственными руками! и эту ошибку исправлял Сакс в своей клинике много лет спустя. Этот случай уникален, но показывает, что возраст первоначальной самостоятельности отодвигается даже на более ранний период, чем предполагал Эриксон.
В более старших возрастах приобретаются другие виды самостоятельности. Эриксон описывает практики самостоятельности у детей в различных возрастах: самостоятельно придумывать себе игры, самостоятельно справляться с задачами самообслуживания. Эти навыки закладывают основу самостоятельности взрослых решений: если ребенок самостоятельно не научится делать мелочи в детстве, потом этот навык компенсировать будет сложно. Ведь в детстве психика как губка впитывает модели поведения и эти ранние приобретения оказываются очень устойчивыми.
У Выготского можно прочитать о формировании воли, которая играет важную роль в исполнении принятых решений. Первый этап формирования воли приходится на возраст 4 - 7 лет. Второй - на подростковый возраст.
Но начинать надо в любом случае с младенчества - посильные задачи по ползанию, исследованию мира, манипуляции с предметами, общению.