Sashà Plotnikova
октябрь 2016.
10494

Стихи без рифмы и ритма — это поэзия или баловство? Существуют ли негласные правила для такого жанра?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
10
6 ответов
Поделиться

Негласное правило любой поэзии состоит в том, что от текста требуется быть хорошим.

Хороший текст состоит, в числе прочего, из напряжения, многослойной языковой игры, иронии, исторического контекста, теоретически невозможных авторских устремлений, условного шанса на диалог с читателем и чайной ложки надежды, дабы сделать всё это предприятие хоть как-то переносимым.

В коей формулировке должно стать очевидным, что ритм в тексте задаётся самим тем фактом, что текст раздроблен, а на рифмы в таком масштабе вообще насрать.

Именно поэтому Ветхозаветные псалмы, Басё в переводе, текст, найденный зашитым в куртку Паскаля со стороны сердца, бенгалийские гимны Тагора, славянские заговоры, карточки Рубинштейна, Тумас Транстрёмер, Блок, Целан, Элиот и Драгомощенко — это хорошая поэзия.

А станковая стихирная силлаботоника — как бы не очень.

Поэзия — это не одна из корзин в системе видовой категоризации текстов по сумме их фенотипа. Поэзия — это то, что пишется как поэзия и читается как поэзия. А раздробить это определение дальше не представляется возможным в силу сугубо структуралистских ограничений, по сравнению с которыми такие вещи как ритм и рифма вообще не представляются чем-то хотя бы минимально осмысленным.

И в этом смысле, чтобы понять логику построения верлибра, достаточно просто его читать. Задавать вопросы об авторских выборах, и понимать, что их здесь намного больше, и они намного сложнее, чем любой готовый формалистский канон.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
35
-6
Прокомментировать

Верлибр, на самом деле, очень интересный тип стихосложения, и хотя по-началу кажется чем-то очень странным и даже немного глуповатым, после тщательного прочтения и понимания придает ощущение чего-то более глубокого и высокого, чем обычная поэзия. Почитайте советских мастеров верлибра, например Владимира Бурича или Карена Джангирова. Бурич всего в двух строках описывал всю безысходность бытия нашей обыденной жизни:

"Чего я жду от завтрашнего дня?

Газет"

Джангиров мастерски передавал столь просящиеся на поэтичность строки верлибром:

"Весна за окном

и весна в твоем сердце -

два разных времени года,

совпадающих только в юности"

Разве можно считать верлибр баловством, если даже в таких маленьких стихотворениях заложено столько всего обширного?

9
0
Прокомментировать

Главный признак стихотворения - разметка текста на странице (в столбик или лесенкой), все остальное уже по желанию автора. По сути, он указывает нам, что это стихотворная форма, а ритм и рифма - это уже второстепенные признаки.

Вот классический пример:

Когда вы стоите на моем пути,

Такая живая, такая красивая,

Но такая измученная,

Говорите все о печальном,

Думаете о смерти,

Никого не любите

И презираете свою красоту –

Что же? Разве я обижу вас?

(А. Блок)

Дарья Астраханцеваотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
-5

Думаю, это правило работает до тех пор, пока автор намеренно не отказывается от разметки текста на странице...

0
Ответить
Прокомментировать

Есть некоторые жанры поэзии в которых не обязательно должна быть рифма и такт. Но там другие правила в каждой строчке должно быть определённое количество слов или букв.

0
-1
Прокомментировать

Рифма и ритм - это положительные ограничители. Поэту приходится копаться в закромах памяти (или в словарях), выискивать слова, которые соответствовали бы нужному числу слогов, с нужным ударением, и чтобы рифмовались искусно, а не "идти - прийти". Результат (если речь идет именно о поэте, а не графомане с "идти-прийти") - яркие метафоры, необычные рифмы, плотность и насыщенность текста.

Нет ритмы и рифма - на выходе получаются похожие друг на друга "верлибры", представляющие собой недорассказы, недостихотворения. И литературной ценности в 90% случаев не имеющие.

2
-8
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью