Что почитать, чтобы стать классным product-менеджером?

13295
4
0
30 июня
08:59
июль
2015

Вряд ли какой-то продакт-менеджер станет отвечать на такой вопрос в лоб готовым списком. Отсутствие мнения по абстрактным поводам - это профессиональная черта. Для ответа продакт-менеджеру просто слишком мало вводных: нужно понимать, работаете ли вы уже продактом, хотите ли им стать в ближайшее время или на следующем этапе карьеры. Полезно знать, что вы имеете в виду под “классным” и почему для достижения этого хотите именно читать, а не делать что-то еще. Выглядит смертельным занудством, но умеренное, легко включаемое и выключаемое занудство - полезная черта для продакт-менеджера; время, потраченное на уточнения на ранней стадии проекта, компенсирует сотни часов тяжелой работы потом.

Три главных составляющих работы менеджера по продуктам

1. Не бывает сферических продакт-менеджеров в вакууме. Вы занимаетесь конкретным направлением конкретного бизнеса. В первую очередь нужно знать предметную область - для кого ваш бизнес, о чем он, с помощью чего он создается.

Продакт-менеджеры из разных отраслей могут не иметь между собой ничего общего. Это не просто модное название для должности, которое очень сложно объяснить своей бабушке, а довольно древнее занятие. Просто в диджитале продакт-менеджеры появились поздно (раньше их роль выполняли либо маркетологи, либо разработчики), в страховании, финансах, производстве - куда раньше. Если вы создаете банковский продукт, вам нужны одни знания, если мобильную free-to-play игру - другие. В книге Cracking The PM Interview есть много подробностей, как сильно отличается роль продакта даже в больших технологических компаниях вроде Facebook и Google.

Для примера, продакт-менеджеру у нас в Tribuna Digital нужно разбираться:

- в разных видах спорта (как в устройстве игр в широком смысле, так и в потреблении спорта болельщиками),

- в веб- и мобайл-разработке;

- в контенте и его потреблении;

- в устройстве сообществ и социальных сейтей;

- в UX в целом;

- в устройстве рекламного рынка в диджитале;

- в диджитал-аналитике и рекомендательных системах.

Часто могут помочь эксперты, работающие рядом, но если вы не понимаете общего устройства мира, то не сможете не сможете использовать экспертов эффективно.

Возвращаясь к частностям. В ответе Серафима Ореханова были хорошие примеры того, что читать про цифровые медиа. Скорее всего, вы будете делать продукты для пользователей, поэтому стоит побольше знать о поведении людей и о human-computer interaction. Самое свежее не обязательно будет самым полезным: Норман и Нильсен занимаются интерфейсами больше, чем мне лет, но рассылка их компании по-прежнему полезна: nngroup.com

Мне помогли в свое время книги “Hooked” Нира Эйяла, “Mobile First” Люка Вроблевски, “Seductive Interaction Design” Стивена Андерсона и курс Human-Computer Interaction на Coursera. Интереснее всего даже не книги и не сайты, а персональные блоги и твиттеры - для примера, я читаю все подряд на ben-evans.com mondaynote.com и mobilemediamemo.com

2. Продакт-менеджер - это всегда менеджер. Вам нужно разбираться в менеджменте и уметь делать вещи чужими руками. Вам придется иметь дело с людьми внутри и снаружи компании и добиваться с ними общих целей без всякого формального авторитета. Вы будете получать множество вводных с разных сторон, в том числе от людей, которые авторитетнее и профессиональнее вас в своей теме, постоянно принимать решения и определять приоритеты.

Книг, статей и сайтов про менеджмент и собственную продуктивность очень много, ищите подходящие вашей ситуации. Я часто читаю Harvard Business Review, на русском - Идеономику и ЦП, плюс огромное количество всего на эту тему попадает ко мне само собой - в соцсетях, агрегаторах, по ссылкам друзей.

3. В идеале продакт-менеджер работает над полноценной бизнес-единицей как генеральный директор своего участка. Вам придется разбираться в бизнесе почти как бизнесмену: в маркетинге (это обязательно), в финансовых моделях, в конкурентной борьбе. Вам придется освоить продажи - как минимум своих идей и своим коллегам. Книг о том, что такое бизнес и как им заниматься, тоже очень много, я здесь не совсем специалист. Корочее и яснее всего на русском - в цикле лекций Морейниса. siliconrus.com

Что из этого читать в первую очередь, где искать следующий совет? Полезно рассмотреть самого себя как продукт, который хочет выйти на рынок. Есть ли этот рынок вообще, насколько он насыщен и какие у него ограничения (попросту говоря - есть ли вам где работать и куда расти)? Где “бутылочные горлышки”, которые останавливают ваш рост? В каком направлении развиваться будет быстрее и эффективнее (скажем, одни люди пишут лучше, чем говорят, другие - наоборот)? Какие метрики помогут понять прогресс, как вы можете за ними следить?

Найдите ответ - и вы уже станете классным продакт-менеджером как минимум самого себя.

34
0
июнь
2015

Не могу назвать себя классным продакт-менеджером, но отвечу главным образом применительно к медиа и смежным сферам.

Есть хорошая книжка создателей системы планирования Basecamp, которая называется Rework (37signals.com).

А так, мне кажется, лучше читать не все эти истории успеха и советы бывалых, а ходить на лекции или мастер-классы хороших продакт-менеджеров из нужной вам отрасли. Если речь идет о медиа, то обязательно следите за блогом Михаила Калашникова, директора по продуктам sports.ru (mediaskunk.ru), и Nieman Lab, главным исследовательским центром в этой области (niemanlab.org). Посмотрите ставшую классикой презентацию UpWorthy (slideshare.net) — сам сайт, что характерно, пересматривает стратегию развития, но презентация полезная. В принципе, все важное в сфере новых медиа собрано на вот этом сайте на русском языке (themedia.center), но лучше читать в первоисточниках. Вообще почти все тенденции и свежие идеи в этой области рождаются на английском языке, в России их в основном подхватывают, а не генерируют (за редкими, но важными исключениями).

В любом случае будет полезно подписаться на рассылку Бенедикта Эванса, одного из самых важных специалистов по цифровым технологиям и их развитию в будущем (ben-evans.com). Подпишитесь в фейсбуке на Илью Ценципера (facebook.com). Следите за тем, что происходит в Medium.

Надеюсь, на этот вопрос ответят более знающие люди.

Sima OrekhanovОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
2
июль
2015

Такие списки – вещь довольно субьективная. То, что помогает одним, может стать бессмысленной пачкой бумаги для другого. К тому же мы в работе имеем дело с вещами, которые часто меняются – с пользовательскими трендами и предпочтениями. Но если вы только-только начинаете, то попробую помочь вам, как когда-то помогли мне. Когда я совершенно новенький пришел на должность продакт-менеджера, то мой тогдашний руководитель подарил мне вот такой набор книг начинающего продакт-бойца:

Три из них – книги Джеффри А. Мура (Geoffrey A. Moore) – директора крупной консалтинговой фирмы TGC Advisors и венчурного партнера, который специализируется на продуктах из области hi-tech, включая программное обеспечение. Это “Dealing with Darwin”, “Crossing the Chasm” и “Inside the Tornado” (кстати, две последние книги переведены на русский, и их можно найти под названиями «Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок» и «Внутри торнадо. Стратегии развития, успеха и выживания на гиперрастущих рынках»).

И книга Paul Allen Smeathers – Five Myths of Consumer Behavior.

Каждая из них мне в свое время очень даже пригодилась.

Также сюда стоить добавить классику – The design of everyday things, автор - David Norman

И если вам интересно, то сейчас я читаю «Cracking the PM Interview: How to Land a Product Manager Job in Technology». 

5
0
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта