Ksenia Semenova
октябрь 2016.
1826

Что значит для ГЦСИ объединение с РОСИЗО?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться

Чтобы понять суть происходящей реорганизации, нужно вспомнить, что такое РОСИЗО. Эта организация, оказывающая широкий спектр административных услуг при создании выставок – как в России, так и за рубежом, То есть, это коллектив менеджеров, администраторов, успешных в области сугубо технических: скажем, обеспечения таможенного досмотра выставки, отправляющейся за рубеж, заключения разного рода договоров, страхования и т.п. Сознательно выбирая самую простую метафору, я скажу, что РОСИЗО – это своего рода кофемолка, изготавливающая продукт того или иного качества помола, предназначенный для употребления широким зрителем. С равным успехом РОСИЗО может делать выставки современного, сталинского, древнерусского искусства или творчества якутских косторезов.

Государственный центр современного искусства – организация совсем иного рода. Здесь главным является изучение, собирание и педагогическая деятельность в области современного российского искусства, а также укрепление его связей с общемировым художественным процессом. Продолжая метафору с кофемолкой, скажу, что ГЦСИ заведует прежде всего самим кофе, знает его сорта и особенности, то есть отвечает в процессе выставочной работы за контент, за качество отбора произведений, за содержательный месседж, который должна иметь любая выставка.

Присоединив ГЦСИ к РОСИЗО (а не наоборот!), министерство сделало главной техническую сторону, заставив искусствоведов быть зависимыми от менеджеров. Это все равно, что в научно-исследовательском институте подчинить директора заведующему по хозяйственной части. Впрочем, чему удивляться. В СССР нередко так и бывало. Тут к месту вспомнить о качестве советского кофе.

27
-1
Прокомментировать

ГЦСИ – явление уникальное, несмотря на всегда существующие претензии со стороны профессионального сообщества. В период своего возникновения и расцвета центр взял на себя главные функции развития современного искусства в стране – институциональные, художественные, экспозиционные, образовательные.

Кажется, что ГЦСИ давал самое важное для понимания визуального искусства и его миссии в стране, где пока ещё не было частных фондов, музеев, программ, которые есть сегодня.

Объединение с РОСИЗО укладывается в общую государственную программу слияния и поглощения, унификации всего и вся – плохие школы объединяют с хорошими, создавая образовательные центры, в итоге получается много учреждений среднего уровня. И если со школами это можно корректировать домашним образованием, то в ситуации с ГЦСИ этот процесс видится стопроцентно губительным, именно в силу беспрецедентных и нефиксируемых в гос терминах функциях организации. Потому что искусство в неволе не размножается, а менеджерская функция – помогать, но не руководить художественными процессами.

13
0
Прокомментировать

https://openrussia.org/post/view/18961/

Почему подчинение ГЦСИ РОСИЗО — абсурдный и преступный с точки зрения культуры шаг? Потому что ГЦСИ — живая творческая структура, которая занималась не только выставочной деятельностью, но и непосредственно формировала культурный процесс, причём не только в столицах, но и в регионах; некоторые региональные филиалы ГЦСИ стали сами по себе известны за рубежом за счёт тех мероприятий, который они проводили: Уральская индустриальная биеннале в Екатеринбурге, владикавказский симпозиум «Аланика» и так далее. В музеях ГЦСИ проводились лекции, запускались образовательные и исследовательские программы, качество которых представляется фантастическим для государственной институции в современной России. Кто вообще сможет назвать по памяти хотя бы пять крупнейших организаций, подчинённых государственным органам, где к 2016 году сохранился не то что даже «дух либерализма», а просто свобода и незашоренность? ГЦСИ являлся такой структурой, и потихоньку продолжает являться ей сейчас, в переходный период присоединения, хотя тревожные звоночки не могут не беспокоить, а эксперты из арт-сообщества в один голос прогнозируют «ничего хорошего».

4
0
Прокомментировать

Эх... В очередной раз убьют очаг культуры, который сам зародился и сам развивается... 

Помните был Черкизон - государство в государстве? Так вот он сам зародился и жил, пока его не ликвидировали (оч хорошо, что убрали на самом деле), но сейчас на этом месте безжизненный пустырь... И повторно Черкизон возродить уже не получится т.к. это убдет уже не то (другие люди, другой дух)...

Так же и тут, убьют структуру... =(( Мне кажется, что в очередной раз все перекроют, концентрируют под колпаком, и получим СССР 2.0 =((

0
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью