В чём причина популярности буддизма (особенно среди нерелигиозной молодёжи)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
13
6 ответов
Поделиться

Как представитель молодёжи, склоняющийся к буддизму, напишу, что лично мне кажется факторами, выгодно выделяющими буддизм (не всё из этого, ясное дело, будет верно для каждого, в т. ч. и для меня). Да поправят меня лучше понимающие в этой теме.

  1. Рациональность. Буддизм строится как математическая теорема: есть несколько аксиом, есть логические выводы из них. Даже этические правила обоснованы исключительно рациональной пользой. 

  2. Отсутствие догматизма. Да, как я уже сказал, есть ряд аксиом (основные — четыре благородные истины), но большая часть учения не постулируется, а логически выводится из этих аксиом. Следовательно, воплощение учения в конкретных условиях может очень меняться (при постоянстве аксиом), поскольку входные данные будут каждый раз разные. Это в значительной степени освобождает мышление и позволяет в своё поле мысли допускать что угодно — науку, другие религии.

  3. Разнообразие. Из предыдущего пункта следует, что буддизм существует в очень разных формах и проявлениях, и, соответственно, человек может выбрать тот путь, который подходит ему больше всего. В буддизме есть место и рациональности, и мистике, он может сопровождаться сложной системой ритуалов или быть чисто интеллектуальной/духовной практикой, может быть коллективным или индивидуальным, и так далее.

  4. Практическая направленность. Буддизм говорит прежде всего о тебе лично и о твоём личном страдании, предлагает ясный и доступный путь к улучшению своего существования, очищению мышления от ошибок, приносящих боль и разочарования. Помимо доктрины, буддизм включает в себя описание конкретных практик, дающих конкретный результат. 

  5. Философская оригинальность. Буддизм — это не только религия, это древняя и своеобразная традиция философствования, во многом отличающаяся от европейской, но в чём-то неожиданно пересекающаяся. 

  6. Антураж. Экзотичные одежды, зубастые многоголовые божества и парадоксальные дзэнские коаны, несомненно, привлекают просто за счёт своей необычности. Сюда же можно отнести безусловно прекрасное искусство, связанное с буддизмом: тибетские тангка, китайские и японские живопись и поэзия.

Отдельно стоит отметить, что буддизм (особенно дзэн), часто весьма примитивно понятый, оказывается очень созвучен юному уму в стремлении опровергать авторитеты, сомневаться в общепринятом и эпатировать окружающих. Упрощённому пониманию буддизма вообще содействует вестернизированный его образ, который молодые люди встречают в литературе — от Керуака до Пелевина. Кроме того, хотя по сравнению с какими-нибудь девяностыми неразборчивое увлечение восточной экзотикой уже не такое массовое, всё же оно имеет место (возможно, это увлечение стало даже более неразборчивым), и многие начинают называть себя буддистами, наслушавшись нью-эйджевской солянки на курсах йоги (вперемешку, например, с ведическим предназначением женщины и аэробикой).

24
-7

С построением буддизма как математической теоремы не могу согласиться. Когда слушал проповедь одного монаха, я поймал себя на мысли, что не вижу системы. Красное смешивается с холодным, а то с деревянным и лёгким. И выведенные таким образом положения противоречат положениям психологической науки, которые мне, напротив, кажутся стройными.

Не могли бы вы привести эти несколько аксиом, которые вы имеете в виду?

+2
Ответить

Во-первых, четыре благородные истины: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует избавление от страдания — нирвана; существует путь избавления от страдания — благородный восьмеричный путь.

Во-вторых, доктрина анатмавады (несуществование субстанционального Я, души), учение о карме и причинной обусловленности всего сущего.

(Правда, надо сказать, что существуют отдельные школы буддизма, которые с тем или иным намерением отрицают какие-то из этих аксиом, но это история сложная.)

Буддийская психология может, конечно, противоречить положениям психологии новоевропейской, но это не значит, что она не обладает системностью.

+2
Ответить

Ну, что-то близкое слышал.

Тогда вопрос: что такое страдание? Можно ли назвать это фрустрацией? Фрустрация — это ситуация неудовлетворения потребности. Но если человек — живое существо, то у него естественно будут потребности. И желание — это чувство, которое указывает на актуализацию какой-либо потребности и требование её удовлетворить. Поэтому почему желание — это причина, если оно следствие неудовлетворения потребностей? И даже если предположить, что под "желанием" подразумевается физическое требование организма получить что-то, то я тоже не знаю, как можно устранить это желание как причину: попробуйте устранить жажду или голод, просто подумав о том, что это нужно устранить.

0
Ответить
Ещё 5 комментариев

Страдание понимается как вечная неудовлетворённость, в которую обрушиваются даже состояния счастья и покоя, бывающие в жизни у каждого. «А в чем состоит благородная истина о страдании? И рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание, и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание. С нелюбимым связь – страдание, с любимым разлука – страдание, и не получать то, чего хочется – страдание».

Причину этого страдания можно назвать и фрустрацией, но задача состоит не в том, чтобы не иметь потребностей, неудовлетворённость которых вызывает фрустрацию (это невозможно), а не иметь желания желать, не быть привязанным к собственным потребностям, осознать, в конечном итоге, что мои желания — это не я. Поэтому пробуждённый пьёт, когда тело хочет пить, думает, когда думалка хочет думать, но не является при этом ни этим телом, ни этой думалкой, ни вообще чем-либо.

Во всяком случае, приблизительно так я это понимаю)

+4
Ответить

Причина страдания не фрустрация. Страдание — фрустрация.

Не быть привязанным к собственным потребностям невозможно. Во-первых, потому что они собственные. А во-вторых, потому что они потребности.

-3
Ответить

Ну, страдание — это прежде всего слово, которое в оригинале звучит приблизительно как «дуккха», и переводиться оно может как нестерпимость, непостоянство, неприятность, неудовлетворённость, страдание. «Страдание» — это устоявшийся вариант перевода на русский язык, но это не значит, что содержит он в себе то же самое, что вы вкладываете в слово «фрустрация». Я бы не стал однозначно приравнивать концептуальное наполнение терминов из разных систем.

А про непривязанность — вы говорите, что нельзя, а буддизм говорит, что можно) Именно иллюзия «я», «моего», согласно учению Шакьямуни — причина того, что в его системе называется страданием. Избавление от этого концепта ведёт к избавлению от страданий.

+3
Ответить

Неточность в переводе я тоже подозревал. Однако страдание — это такое ощущение. Нестерпимость — это тоже ощущение, однако оно указывает на чувство тревоги, и непостоянство — на чувство тревоги, а вот неприятность ­— на чувство обиды.

А так-то да, Шакьямуни был прав: есть я — есть страдания; нет меня — нет страданий. Только как избавиться от я, если я — это я, я не понимаю.

0
Ответить

Если это было бы так просто: раз — и понял, все бы давно стали буддистами)

+7
Ответить
Прокомментировать

Это некая "альтернатива общепринятому", что автоматически будет популярно у "нонконформистски мыслящей" молодежи. Забавно, что в буддистских странах, например, в Таиланде, у молодежи, наоборот, популярно христианство, ровно по той же самой причине.

12
-7
Прокомментировать

Я, как представитель не религиозной молодёжи, рассматриваю буддизм не как религию, а как философию. 

Четкого понимания, что такое буддизм, не существует. Это скорее объединение течений. Не нравится что-то в одном - можешь выбрать другое и все равно называться буддистом.

Буддизм не ставит человека в один ряд с муравьем, но тем не менее жизнь муравья неприкосновенна – видели монахов, которые ходят с вениками и метут перед собой, чтобы случайно не убить кого-нибудь? 

Буддизм не изобилует постулатами. То нельзя, это нельзя, а если ты решишь что льзя, то будешь страдать(привет Авраамическим религиям). И слова грех нет. Подход к вещам нежелательным скорее снисходительно-отеческий - если ты куришь, то ты не плохой, а глупый, потому что себе же делаешь хуже. 

Буддизм и индуизм, от которого он взял начало, являются мирными религиями(хотя в индуизме был период еще до нашей эры, когда определённые группы практиковали человеческие жертвоприношения), и главное, терпимыми. Я не знаю случаев в истории, когда буддизм насаждался бы насильно. 

Наконец, буддизм это просто удобно. Торчинов в "Введении в буддологию" писал:"Четыре Благородные Истины (чатур арья сатьяни) представляют собой формулировки, вполне сопоставимые с формулировками врача, ставящим больному диагноз и назначающим лечение. Эта метафора далеко не случайна, поскольку Будда и видел себя врачом живых существ, призванным исцелить их от страданий сансары и прописать лечение, ведущее к выздоровлению — нирване. И действительно, первая Истина (Истина о страдании) — констатация болезни и постановка диагноза; вторая (Истина о причине страдания) указывает на причину болезни (то, что в современной медицине называется «этиология и патогенез»), третья (Истина о прекращении страдания) — прогноз, указание на возможность исцеления и, наконец, четвертая (Истина о Пути) представляет собой прописанный больному курс лечения. Таким образом, буддизм с самого начала своего существования мыслился как своеобразный проект преобразования человека из существа страдающего и онтологически несчастного в существо свободное и совершенное. Этот проект имеет как бы терапевтический (мы бы сказали с известной долей метафоры — психотерапевтический) характер, и его создателем, или первооткрывателем (с той оговоркой, что, согласно учению буддизма, Будды были и до исторического Сиддхартхи Гаутамы), был Будда Шакьямуни."

5
-1
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Потому что буддизм - религия не назидательная, а скорее рекомендательная. Все основано на ответственности самого индивидуума, без пугалок карой небесной. Хочешь - следуешь, не хочешь - в следующей жизни захочешь)))

Все добровольно. Да, неблагие посмертные существования и у нас тоже есть, но у нас нет высшего существа, которое будет ругать человека или наоборот хвалить за правильную\неправильную молитву. Ты сам пожинаешь то, что заслужил, либо в этой жизни, либо в следующей.

2
0
Screenshot_2017-06-13-14-38-59.png
+1
Ответить
Прокомментировать

Как представитель нерелигиозной молодежи (который также не имеет отношения к буддизму), могу сказать, что именно буддизм импонирует мне больше всех остальных религий потому (помимо названных выше факторов), что там нет некоего существа, в которое тебе нужно верить. Там есть Будда, да, но это не вымышленный персонаж, который обещает устроить вам веселье в загробном мире, если вы будете хорошо себя вести в этом. Эта религия предлагает (а не призывает, это важно) развиваться духовно не потому, что иначе ты будешь плохим, а потому, что ты человек и ты на многое способен. Она самая миролюбивая из всех, и там нет настолько четкого разделения на хорошее и плохое, она принимает человека таким, каким он является в куда большей степени, чем другие религии.

7
-5

Ну, насчёт миролюбия вы сильно заблуждаетесь - резали "неверных" только так. А почему Будда - не вымышленный персонаж?)

-1
Ответить

Потому что считается, что Сиддхартха Гаутама — реальный человек, и он не создал наш мир)

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью