Александр Жирнов
октябрь 2016.
20271

Чем мифологическое мировоззрение отличается от религиозного?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
3 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Мифологическое мировоззрение отличается от религиозного способом представления мира. Прежде всего, мифологический тип мировоззрения исторически раньше возник. И если мифологические образы и представления многофункциональны, и в них переплетается познавательное, художественное и оценочное восприятие действительности, то религиозное мировоззрение более догматично и несёт в себе оценку происходящего. В религиозном мировоззрении признаётся отделение духовного начала человека от телесного, а мифологическом этого нет. Да и вообще, в мифологическом мировоззрении отсутствует грань между чувственным образом и самой действительностью, а в религиозном эта грань есть (понятие души и потустороннего мира).
Это лишь общие отличия, если углубляться в изучение этих двух типов мировоззрения, можно понять, насколько они не схожи.

Анастасия Соколоваотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
-3
Прокомментировать

В рамках мифологического мировоззрения допустимы самые фантастические картины мира и допущения, вымышленные персонажи, любые противоречия и нарушения логики, отсутствие причинно-следственных связей между явлениями и поступками героев. 

Религиозное мировоззрение хотя и опирается на веру, но всегда соотносится с фактами из реального мира. Например, в христианстве вы не найдете рассказов, которые бы начинались так: "давным-давно, в одной далекой стране, жил некий царь ...", - там всегда есть привязка к реальной истории и всегда можно проверить, было такое или не было.

Dmitriy Gusarovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
-3
Прокомментировать

Зависит от терминологии и того, кто из социологов (антропологов) вам больше нравится
Например, Огюст Конт отдельно выделял "религиозное мышление" (включая туда все мифологии и религии где-то до 14-15 веков), "метафизическое" (вся философия от древних греков до немецких классиков + протестантизм) и "научное (собственно, научное знание века с 18ого). Для него не было большой разницы между мифологией, магией или религией - он всё это считал необоснованнной верой в сверхъестественное.
Джеймс Фрезер выделял "магию", "религию" и "науку". При этом магию он считал предшественницей науки, потому что она основывалась на причинно-следственных связях. Например, человек верил, что если он будет танцевать с бубном, то пойдёт дождь. Эти действия на самом деле не связаны, но задумавшись о них человек мог начать думать о реальных причинах дождя. Религия же предполагает существования воли сверхъестественного существа, которая важнее любых причинно-следственных связей. Например, человек приносит жертву Гере, чтобы у его жены рождались здоровые дети. Тут нет причины и следствия, а есть только воля Геры, которая может принять жертву и сделать детей здоровыми. А может и отказаться. И вся религия, как считал Фрезер, представляет собой "задабривание" того или иного могущественного существа.
Бронислав Малиновский считал, что мифология - это набор текстов с рассказами об истории, устройстве мира или правильном поведении. Они создаются людьми как инструкции о том, как действовать в критической ситуации. Например, умер близкий родственник. Человек горюет и находится в состоянии шока. В этом случае миф объяснит ему, как действовать. А по "канве" мифа создаются ритуалы (практическая сторона религии) и верования (теоретическая часть). Например, в каком-то обществе появится обычай хоронить мёртвых в земле и концепция загробной жизни. То есть для Малиновского миф - это основа, на которой формируется религия.
Можно рассказывать и дальше. Если вам интересно - уточните свой вопрос :)

1
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью