Темур Кадиров
октябрь 2015.
2057

Что нового привнёс Бурдьё в социологию и философию?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
13
1 ответ
Поделиться

На мой взгляд, основное значение трудов Бурдье - в синтезе ключевых идей и концепций таких разных мыслителей и ученых, как Маркс, Дюркгейм, Вебер, и - возможно самые важные - Хайдеггер (повлиявший в основном через философа-хайдеггерианца Мориса Мерло-Понти) и Витгенштейн.

Одна из главных задач, которую ставил перед собой Бурдье - преодолеть дихотомии (концептуальные оппозиции вроде "субъект/объект" и т.д.), господствующие в социологии, и в частности - оппозицию индивидуализм/холизм (или социальные законы/индивидуальный агент).

В политической и социальной философии еще со времен Гоббса и Адама Смита существует традиция редуцировать общество к отдельному субъекту (методологический индивидуализм). Методологические индивидуалисты считают, что общество и его законы можно объяснить, объяснив то, как принимают решения и действуют индивидуальные агенты. В отличие от этого, методологические холисты (коллективисты) считают, что объяснение объективных законов общества первичнее, чем объяснение решений и действий агентов. Законы общества определяют поведение агентов, а не наоборот. Важнейшим методологическим холистом начала 20 в. был Эмиль Дюркгейм, и его работа в основном посвящена исследованию "солидарности" - каким образом разнородное современное общество функционирует как одно целое. Таким образом он является одним из пионеров социологического структурализма (или структурного функционализма) - теории, рассматривающей общество, образно говоря, как единый организм, где роль органов выполняют различные социальные страты. Можно заметить, что методологии индивидуалистов и холистов исключают друг друга.

Для того, чтобы преодолеть дуализм холизма/индивидуализма, Бурдье разработал концепции социального поля и "хабитуса" (habitus). Субъект существует в многомерном мире социальных полей (социальном пространстве). Социальное поле - это относительно автономный контекст или "сеттинг" тех или иных человеческих практик, существующий в референциальном целом социума. (У Витгенштейна существует сходная концепция "языковой игры".) Поля взаимодействуют и между ними существуют властные и иерархические отношения (например, большинство полей подчинено более широкому полю властных и классовых отношений).

Положение субъекта в поле определяется его капиталом и хабитусом. В отличие от Маркса, кроме материального капитала Бурдье выделял также культурный (знания, навыки, умения, образование и т.д.), социальный (социальные связи, социальные сети взаимной помощи и поддержки) и символический капитал. Символический капитал это капитал, доступный человеку на основании его "авторитета" в том или ином поведенческом и знаковом контексте (например, репутация честного человека). Однако любой капитал в определенных условиях может быть реализован как символический. Символический капитал позволяет использовать "символическое насилие" - реализацию власти над человеком, утверждающую его место в сети социальных отношений, и воспринимаемую им как нечто легитимное, должное. Нужно отметить, что взаимоотношения полей и субъектов в поле - не статическая, а динамическая структура, в которой существует постоянная борьба за власть и капиталы.

Хабитус - это обычное, привычное, каждодневное человеческое поведение и предрасположенности к тому или иному поведению. Хабитус формируется в процессе участия в социальных полях и служит основой для "доксы" (doxa) - суммы базовых, не подвергаемых сомнению, самоочевидных представлений о мире, определяющих действия и мышление человека в том или ином поле. Например, структура властных отношений воспринимается как нечто должное и натуральное. Таким образом социальные структуры склонны к самоподдержанию и воспроизводству в неизменном виде (культурное воспроизводство) - изменения возможны только из-за динамизма вследствие постоянной борьбы в социальных полях. (Можно отметить определенное влияние марксистской теории конфликта, но не в общем виде противостояния классов на экономической основе - вид, который принимает борьба в каждом конкретном поле, зависит от специфики этого поля.)

Это герменевтическое единство "поле-хабитус", по мнению Бурдье, решает проблему субъекта/объекта, индивидуализма/холизма в социологии.

Другая важная идея Бурдье (очень похожая на параллельно разработанную Мишелем Фуко) - о языке как инструменте власти. Язык - не только метод коммуникации, он неотделим от социальных практик, от поведения, а значит - от власти и властных отношений.

Бурдье считал социологию методом раскрытия структур мира, скрытых под обычными практиками и доксическими отношениями - особенно символического насилия - считая, что это может помочь людям стать более свободными. (Раскрытие скрытых "экзистенциальных структур" - еще одна хайдеггерианская концепция.) Его довольно сложно читать и трудно однозначно интерпретировать*, однако огромное значение Бурдье для современных социальных наук сложно переоценить, и его труды актуальны до сих пор.

*Известный философ Джон Серл часто рассказывает анекдот: однажды он беседовал с Фуко и спросил его - "Зачем писать так мутно, неужели нельзя все выразить четко и простыми словами?" Фуко отвечает: "Во Франции, хотя бы десять процентов должно быть непонятно. (En France, il faut avoir au moins dix pour cent incompréhensible.)" Позже Серл беседовал с Бурдье, и поинтересовался у него, было ли этой шуткой. На что Бурдье говорит: "Не-не, непонятно должно быть как минимум двадцать процентов."

Ответить