Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что нового привнёс Бурдьё в социологию и философию?

ОбществоФилософия+2
Темур Кадиров
  · 3,5 K
социолог, историк, автор Telegram-канала @structurestrickesback  · 16 июл 2021

Пьер Бурдье, возможно, один из немногих социологов второй половины XX века, который достиг статуса, сопоставимого с тремя непререкаемыми классиками дисциплины: Дюркгеймом, Марксом и Вебером. Сделать это ему удалось во многом через объединение и систематизацию их главных тем.

Бурдьевистская концепция полей науки, искусства, права и т.п. является продолжением идей Дюркгейма о выделении различных профессиональных сфер в результате разделения общественного труда. Бурдье также развил мысль Маркса об истории как борьбе за контроль над ключевыми общественными благами – капиталами, накопление которых разделяет общество на классы. Однако француз дополнил узко экономистское понимание капитала другими формами: социальным, культурным и символическим. Наконец, в ответ на теорию социального действия Макса Вебера, Бурдье предложил концепцию габитуса, которая подразумевает досознательные, практические, телесные схемы, предшествующие пониманию агентами общих смыслов. Все три центральных понятия социологии Бурдье взаимосвязаны. Различия между агентами в накопленных капиталах поддерживают воспроизводство полей. Позиции агентов в поле определяют формирование их габитусов. Габитусы задают возможные траектории агентов в накоплении капиталов. Различия в капиталах… Ну вы поняли.

Несмотря на стереотипные представления о Бурдье как о чисто спекулятивном теоретике, все его построения были ориентированы на эмпирические исследования. Например, он предлагал использование статистического метода множественного корреспондентного анализа для измерения осей автономии–гетерономии и господства–подчинения в социальном поле. В то же время концепция габитуса хорошо подходит для социологов-качественников, занимающихся этнографическими наблюдениями за повседневностью агентов. Словом, из работ Бурдье можно подчерпнуть не только интересную теорию, но и подсмотреть оригинальные решения по самым разным исследовательским дизайнам.

Философские интересы Пьера Бурдье привели его к размышлению об эпистемологии социальных наук. Как социолог, он подчеркивал, что любой процесс познания – это социальный процесс, который должен рационально изучаться. В отличие от многих радикальных конструктивистов, он не считал, что раскрытие социальных обстоятельств научного открытия подрывает статус истины. Напротив, социологическая рефлексия может помочь исследователю преодолевать доксу – общепринятые в любом поле верования. Объективное познание общества для Бурдье – это одновременно и преодоление доксы конкретной дисциплины, и развенчание докс всех прочих полей. Невозможно заниматься качественной наукой, одновременно не борясь с догмами и стереотипами. Парадоксально, но именно потому, что настоящие ученые стремятся к объективности, они неизбежно выходят на широкую общественную и политическую арену. Между истиной об обществе и социальной справедливостью нет непреодолимого препятствия. Это две стороны одной и той же медали.

Короче говоря, Пьер Бурдье брался за самые разные вопросы социологии и всегда предлагал на них оригинальные ответы. Сочетание разносторонности и единства его интеллектуальной системы – это то, что притягивает к нему интерес до сих пор. Всем, кто еще не читал его труды, читать срочно!

а ещё ввел понятие "габитуса", которое очень любят современные лингвистические антропологи

На мой взгляд, основное значение трудов Бурдье - в синтезе ключевых идей и концепций таких разных мыслителей и ученых, как Маркс, Дюркгейм, Вебер, и - возможно самые важные - Хайдеггер (повлиявший в основном через философа-хайдеггерианца Мориса Мерло-Понти) и Витгенштейн. Одна из главных задач, которую ставил перед собой Бурдье - преодолеть дихотомии (концептуальные... Читать далее