Никита Мальцев
октябрь 2016.
4583

Какие главные проблемы школьного образования в России?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
3 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Их, на мой взгляд, по большому счету четыре. Начну с наименее важных к более серьезным.

  1. Огромная тяжеленная и никому по сути не нужная бюрократия. Тонны бумажек, которые приходится заполнять учителям, на которые уходит масса времени, сил и нервов, которые бы лучше поберечь для непосредственной работы с детьми. Отчетность, статистика и т.д. и т.п. до бесконечности, только ради того, чтобы оправдать работу бюрократов в районных отделениях МинОбра, которые всю эту макулатуру разгребают. 

  2. Техническая отсталость оснащения большинства школ. У многих школьников, особенно в крупных городах, в карманах зачастую более современная техника, чем та, что стоит в компьютерном классе (если таковой вообще есть). 

  3. Разумеется, это недостаточная оплата труда учителей, но сюда я бы добавил еще и весьма низкую их квалификацию как правило (это вещи взаимосвязанные, безусловно, но не всегда). 

Вот теперь о по-настоящему серьезных системных вещах. И это проблема далеко не только российской школы, она существует почти во всех развитых странах, но у нас ее публично даже толком не формулируют.

  1. Сама методика школьного образования давно и беспробудно устарела. В первую очередь потому, что информация стала значительно более доступна. Учитель и учебник давно перестали быть основными доступными источниками информации для детей (ну кроме самых отсталых районов самой дальней глубинки) и больше никогда (если не случится апокалипсис) таковыми не будут. А большинство учителей продолжают считать своей главной задачей передачу знаний (а второй - проверку усвоения этих знаний и домашней работы).
    Нет, друзья мои. Главной задачей учителя (так всегда было, но сейчас особенно) является привитие ребенку интереса к своему предмету. Если ученику будет интересно, он найдет и прочитает по этому предмету больше, чем написано в сотне учебников, причем не вставая со стула, просто выйдя в интернет. И тут вступает в силу вторая задача учителя - направить этот энтузиазм, научить разбирать, фильтровать, сопоставлять и анализировать информацию. Это очень важный навык и гораздо более полезный, чем все знания, полученные за 11 лет школы вместе взятые.  И третья задача - ответить на появляющиеся вопросы, на которые ученик так или иначе не может найти ответ. При этом критически важно быть готовым самому сказать "я не знаю, давай посмотрим вместе", если действительно не знаешь. И только потом идет проверка знаний, выставление оценок и т.д.

Вот и все. Если школу строить вот на этих принципах, это была бы совершенно другая школа.

Илья Левинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
13
-1

Вас бы министром образования вместо сумасшедшей Васильевой.

+4
Ответить

Мешает то, что ребенку зачастую это не интересно. Если вызвать у человека интерес к какому-либо предмету или теме, он накопает по ней все, до чего сможет дотянуться, что в условиях доступа к интернету гораздо больше, чем может дать учитель (и зачастую больше, чем учитель вообще по этой теме знает) и учебник. Даже там, где требуется системность и строго определенная последовательность изучения материала - гораздо проще направлять реальный живой интерес школьника, чем понукать его запоминать и пытаться понять то, что ему не интересно (и что скорее всего не задержится в его голове дольше ближайшей контрольной).

У меня есть отличный пример на собственном опыте - то, с  каким жадным интересом я  (еще до всякого широкополосного интернета, просто зарывшись в библиотеке - интернет просто это в разы упрощает и ускоряет) поглощал и изучал все, что было хоть как-то связано с античной и средневековой историей и биологией, и при этом с каким трудом я воспринимал химию, которую у нас преподавали невероятно скучно. С каким интересом я за лето прорешивал чуть ли не весь задачник будущего года по математике и мат. анализу, и как продирался сквозь физику, через силу заставляя себя вникать в материал учебника, пока не попал в лицей, где учительница физики так вела уроки, что не проникнуться ее энтузиазмом и интересом к предмету было невозможно. 

И да, командная работа очень важна. Совместные проекты, исследования, выступления (не только в команде, но и, например, друг против друга или команда против команды). Но это в некоторых школах и лицеях у нас наладили.

0
Ответить

Чтобы дойти в библиотеку (особенно если она не в соседнем доме, как у меня была) нужна гораздо более сильная мотивация и несколько больше усилий и времени, чем для того, чтобы взять ноут/планшет и влезть в интернет. Доступность информации в разы выше. Не говоря уже о том, что интернет позволяет получить гораздо больше, чем есть в любой районной библиотеке, даже столичной.

0
Ответить
Ещё 11 комментариев

Китайские студенты берут дикой усидчивостью и работоспособностью. Мне приходилось сталкиваться с такими в Бауманке и МГУ. В том-то и дело, что они именно зубрят, причем дикое количество материала, но зачастую если попробовать задать вопрос чуть-чуть в стороне от того, что они вызубрили - это будет беда. 

И в штатах от зубрежки действительно потихоньку отказываются в пользу самостоятельной командной работы учеников, но вот с прививанием интереса к предметам все-таки пока тоже не очень. Но главное, что отличает американскую школу от нашей - это все-таки обучение поиску, систематизации и анализу информации. В ВУЗах там этому же учат гораздо серьезнее, но база закладывается в школе.

0
Ответить

По-моему хотя бы потому, что ментально и культурно мы ближе к еврпейцам, чем к азиатам. И потому, что зубрежка насыщает знаниями, но не развивает мышление - а это ключевое отличие интеллекта от БД.

0
Ответить

Ну что ж, жду тогда ваше развернутое мнение о том, что и как нужно выстраивать в школе - больше зубрежки с утра до ночи как в Китае или что-то другое.

0
Ответить

А конкретнее можно? Физматшколы прекрасны, я как раз лицей такой заканчивал, но преподавание гуманитарных предметов там откровенно не дотягивало до уровня технических. И это все равно по большей части зубрежка, которая нагоняет тоску похлеще просмотра выступлений нашей футбольной сборной на последнем чемпионате.

0
Ответить

И лицей я все равно окончил почти на одни пятерки, до всякого ЕГЭ, но только потому, что сумел себя заставить учить эти вещи. Опять же на контрасте с той же историей, интерес к которой мне привили - никаких проблем с мотивацией не было и в итоге к экзамену я знал на память в разы больше, чем мой учитель, принимавший экзамен. 

Учиться не должно быть скучно. Учиться должно быть увлекательно и интересно. 

В общем, если есть желание продолжать дискуссию не в одни ворота, там есть место для вашего развернутого мнения.

0
Ответить

Я указал, что проблема создания интереса для учеников это не только российская проблема. Эта же проблема есть и в США, и в Европе, но там ее хотя бы осознают и как-то пытаются решать.

А что касается "оставить как есть". Ну да, тоже стратегия, конечно. Учителя половину своего времени будут заняты совершенно бессмысленной бумажной работой, в итоге на уроках так и будут пересказывать учебник или методичку близко к тексту, по большей части без всякого энтузиазма даже в глазах, ученики так и будут продолжать ходить в школу в большинстве случаев либо из чувства страха (перед отчислением/родителями), либо из чувства вбитого долга, и забивать при малейшей подвернувшейся возможности, домашние задания будут делать из тех же побуждающих мотивов, точно так же забивая, а к контрольным готовиться не столько пытаясь реально понять и выучить, сколько изготавливая шпоры и надеясь, что во время контрольной удастся списать (или в крайнем случае - что сосед-ботаник, которых 3-5 на класс, подскажет). Ну да, к ЕГЭ будут готовиться чуть отвественнее, и зубрить больше, и шпоры готовить лучше (ну или просто с учителями договорятся).

Вот и будет наше школьное образование. Классное, ей Богу, никакая Америка в подметки не годится.

0
Ответить

Мужики, вы заебали спорить. Я уже пожалел, что коммент написал. Уведомления постоянно.

0
Ответить

Даниил, сочувствую вам, но эта площадка создана в том числе для дискуссий. 

Денис - вот задача в том, чтобы это изменить, а не делать вид, что раз везде так, то это нормально. И да, в тех же штатах и в Канаде, например, бумажной работы у учителей на два порядка меньше, чем в России. Систему отчетности и бюрократии тоже надо менять.

0
Ответить

Илья, спасибо вам за ваш развернутый ответ. Я полностью согласен с вашей точкой зрения. Но тут у меня возник еще один вопрос, какими способами можно решить все эти проблемы?

+1
Ответить

Денис, интерес зависит не столько от программы (хотя, например, программу по физике и химии можно заметно улучшить, добавив чуть больше зрелища и демонстраций, как это делает на своих лекциях тот же Walter Lewin), а от методики преподавания, построения процесса обучения и того, на что опирается и ориентируется учитель на уроке. Да, талант самого учителя тут имеет большое значение, но этому можно научить, как можно выучить хорошего оратора или психолога. Этим должны заниматься педагогические ВУЗы и курсы подготовки. Да, процесс этих изменений небыстрый, как любые системные изменения, но это не значит, что этим не надо заниматься.

0
Ответить

Никита, на эту тему можно диссертации писать, я тут точно не умещу. Но основные вещи попробую.

С бюрократией разобраться в теории проще всего - нужно чтобы реально разбирающиеся в этом люди сели и просто урезали все виды отчетности, которые не несут реально полезной информации, а остальное максимально упростили и перевели в электронный вид. 

С технической отсталостью тоже довольно просто - это, как говорится в старой еврейской пословице, не проблема, а расходы. Расходы на приобретение техники и на поиск и найм людей, которые смогут нормально учить с ней работать. 

С зарплатами и качеством педагогического состава чуть сложнее - если з/п достаточно просто поднять на достойный уровень, то вот качество решиться только длительной до- и переподготовкой или просто заменой значительной части педагогов на жесткой конкурсной основе (при достойном уровне з/п предложение на конкурсе будет). 

А вот с методической системой, о которой мы тут с товарищем дискутируем, все намного сложнее. Над этим должны работать прежде всего профессиональные и опытные методисты и психологи. И это, как я уже заметил выше, процесс крайне небыстрый.

+1
Ответить
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Школьное образование в России часто критикуют за устарелость, формализм и отсутствие индивидуального подхода. Программы перестают быть актуальными, уроки проходят рутинно и неэффективно, задания неинтересные и нетворческие. Ученики перегружены множеством предметов, многие из которых не стоят у них в приоритете и не пригодятся в будущем. А по важным для них дисциплинам приходится заучивать алгоритмы ЕГЭ, а не получать знания. Зачастую отношения с учителем и с одноклассниками влияют успеваемость и наличие интереса к учебе.

Эти проблемы решены в онлайн-образовании. Онлайн-школе для детей и подростков – например, Skysmart – помогают развить интерес к учебе, предлагают современные и актуальные материалы и позволяют учиться в удобное время и в комфортном режиме.

0
0
Прокомментировать

Простите, если это будет выглядеть рекламой, но вот достаточно свежий паблик в ВК, как раз посвященный проблемам образования в России

vk.com

0
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью