Alexandra Sheveleva
октябрь 2016.
3168

Какие спектакли московских театров, на ваш взгляд, стоит обязательно увидеть этой осенью?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
8
7 ответов
Поделиться

Вот спектакли, которых жду я сама: три из них выходят в театрах, где происходит все самое интересное, один идет в старинном особняке.

  1. «Заводной апельсин» в Театре наций. Режиссер Филипп Григорьян обладает чрезвычайно редким для наших широт даром – он визионер. Не доверяя словам, он высказывается сценическим языком визуальных, музыкальных, пластических образов. В молодости увлекался изысканными коллажами на основе пьес Павла Пряжко, слыл фантазером и маргиналом. Сегодня Григорьяна не знает только ленивый – благодаря работе в Театре наций и главным образом, благодаря «Женитьбе» с Ксенией Собчак. В новой работе Григорьян, земной свой путь пройдя за половину, подводит промежуточные итоги и предается размышлениям о сути творчества. В основе спектакля антиутопия Бёрджеса «Заводной апельсин» в переводе Google Translator. В центре романа Алекс – подросток с феноменальной тягой к насилию и красоте. В центре спектакля – писатель, чью жену Алекс изнасиловал (писатель - выдающийся артист Андрей Смольяков, жену играет феноменальная Елена Морозова). Этот писатель – альтер-эго не только Бёрджеса, но и самого Филиппа Григорьяна. 

  2. «Черный русский» Максима Диденко в Особняке Спиридонова. Этот жанр называют променад-театром, иммерсивным театром или site specific. В Москве его по-простецки кличут «бродилкой» - но это точно не про «Русский черный». Бродилки создают дурилки, а «ЧР» сделали не абы кто, а Максим Диденко и его команда. Режиссеру Диденко и композитору-электронщику Ивану Кушниру обязаны успехом хиты вроде «Конармии» в ЦИМе. На этот раз дело происходит в особняке Спиридонова, что в Малом Гнездниковском. Его превратили в Дом Троекурова и населили двумя десятками героев пушкинской повести «Дубровский». И еще восемью десятками персонажей, которыми в ходе спектакля становятся зрители. Мюзикл идет одновременно во всех пространствах. Действие идет своим ходом - зрители ходят своими маршрутами, выхаживая свой собственный спектакль. Уникальный.

  3. «Ахматова. Поэма без героя» в «Гоголь-центре». Кирилл Серебренников любит порядок: спектакли в его «Гоголь-центре» выходят группами. Новая называется «Звезда» и посвящена главным русским поэтам двадцатого века. В минувшем сезоне «Пастернаком» Максима Диденко этот цикл открылся. В ноябре Антон Адасинский для фестиваля «Территория» создает «Мандельштама», в нем участвует Чулпан Хаматова. А в декабре сам Серебренников поставит спектакль «Ахматова. Поэма без героя». Ахматову будет играть и читать Алла Демидова – актриса, которой безо всяких оговорок подходит титул «великая». Трудовая книжка Демидовой долгие годы хранилась в «Театре на Таганке», но играла она далеко не только у Любимова. Среди ее режиссеров Анатолий Эфрос, Роман Виктюк и Теодорос Терзопулос; с ней мечтали ставить Антуан Витез, Джорджо Стрелер и Боб Уилсон. Подобно Саре Бернар, Демидова играла Гамлета. Подобно Алисе Коонен – Федру. Ахматовскую «Поэму без героя» Демидова не раз исполняла в концертной форме. Изучив ахматовскую тайнопись, бывшая филфаковка даже выпустила книгу комментариев «Ахматовские зеркала». Серебренников, с которым Демидова давно знакома по телевизионному сериалу «Темные аллеи», не мог придумать лучшего материала для своего поэтического проекта, как и лучшего исполнителя. Апофеозом проекта будет акция «Похороны Сталина» 21 декабря. А завершится «Звезда» во второй половине сезона «Маяковским» и «Кузминым».

PS
Позволю себе рассказать и о премьере ЦИМа, которой очень жду. Это «Тело авангарда» режиссера Дмитрия Мелкина, 9 ноября. Это спектакль в жанре «новый цирк». Не путайте с цирком, в котором клоуны. «Новый цирк» это жанр на стыке цирка и театра. И в нашем случае спектакль ничуть не смешной. Он медитативный и завораживающий. В его основе размышление об авангарде.
Начнем с того, что авангард был, да весь сплыл. Но сегодня, находясь в глубоком беспросветном постмодерне, театральный режиссер все равно желает трансгрессировать, подобно тому как йогин мечтает о левитации. Дмитрий Мелкин не исключение: он тоже хочет. «Но кто он, чтобы хотеть такое?» - спросите вы. Скажем, он из тех, кто подает надежды. Половину своей артистической жизни провел в классах знаменитой Школы мимов Жака Лекока. Вторую половину провел на улице, играя в «Огненных людях» и Liquid Theatre; на его фантастическом «Цифровом вертепе» в прошлое Рождество толпа людей сорок минут стыла в парке «Музеон», забыв про двадцатиградусный мороз. Два года назад Мелкин дебютировал в тепле и комфорте: он поставил в ЦИМе впечатляющий спектакль «360 градусов». Это был форменный «новый цирк», или cirque nouveau – цирк на театральной сцене, без животных, со сквозной идеей, а не голый набор номеров. Но так же был натуральный, как есть современный театр – междисциплинарный, перформативный, мультимедийный и электронный. К чему я клоню? Мелкин снова в тепле и снова в деле. Он и его труппа, вдохновленные жизнью и творчеством Мейерхольда, репетируют междисциплинарный спектакль «Тело авангарда». Они прочувствовали на собственной шкуре состояние авангарда и готовы передать это ощущение нам. Артисты прошли курс мейерхольдовской биомеханики. Мультимедиа-художник Кирилл Плешкевич в киноархиве накопировал тонну физкуль-парадов, цирков и Сталиных. Сам Мелкин с художником-конструктором мастерят куклу в рост величиной: что нельзя показывать на себе, покажут на болване.

27
0
Прокомментировать

Александра, спасибо за отличный вопрос! Я так понимаю, речь идёт о премьерах, которые только-только случились или вот-вот случатся. Попробую сделать свою подборку.

В МХТ им. Чехова нужно посмотреть "Гордость и предубеждение": во-первых, это первый мюзикл на сцене этого театра, во-вторых, такой нарочито конфетный, полный цветов, радости и разных оттенков розового спектакль - отличная прививка против осенней хмари. Также в ноябре на Малой сцене состоятся премьеры, на мой взгляд, заслуживающие внимания без всяких "но": "Спящий принц" и "Сентрал-парк Вест". Первый - спектакль по пьесе Тэренса Рэттигана, человека, пронзительно, тонко и нежно писавшего о человеческих отношениях. Второй - новое детище Константина Богомолова по пьесе Вуди Аллена. Такой коктейль, разумеется, нельзя не отнести к категории must see.

В Центре им. Мейерхольда надо сходить на "Отель "Калифорния". Новый спектакль Саши Денисовой по собственной пьесе - о знаменитых персонах 60-х, о детях цветов и бессмертном "make love, not war". Ещё тут крайне необычная "Мария Стюарт": самая, пожалуй, велеречивая из существующих пьеса поставлена с минимумом текста и сыграна 4 женщинами. Стремительный и страстный спектакль, как нокаут. 

Всем, кто любит спектакли Марины Брусникиной (то есть вообще всем) нужно, во-первых, в РАМТ на "Кот стыда" - спектакль-зеркало для каждого, у кого есть семья - а во-вторых - в Современник на "Скажите, люди, куда идёт этот поезд...". Как всегда у Марины Станиславовны - до глубины души. 

Говоря о РАМТе, нельзя не упомянуть "Демократию", которая буквально несколько дней назад была представлена публике. Симбиоз невероятно интеллектуального драматурга Майкла Фрейна, Алексея Бородина и цвета мужской половины труппы РАМТа (Илья Исаев и Пётр Красилов) - обязательно к просмотру. 

В театр им. Маяковского в ноябре-декабре нужно бежать на премьеру "Человека, который принял жену за шляпу". Я отказываюсь понимать, как на сцене театра можно было поставить книгу невролога (!) Оливера Сакса, в которой он описывает интересные случаи из своей практики (кстати, книгу совершенно замечательную). Отличный повод сходить и узнать. Сюда же - на "Русский роман" Миндаугаса Карбаускиса, который в прошлом сезоне был принят на ура. 

В копилку спектаклей по не-театральным книгам - "Заводной апельсин" в Театре Наций (аттеншн, там есть Андрей Смоляков, а его нужно видеть). Ещё бы посоветовала сходить на #сонетышекспира Тимофея Кулябина. Это уже, конечно, не премьера, но 2 часа чистой красоты (хотя, врать не буду, подчас весьма своеобразной).

В театр им. Пушкина - бежать, сверкая пятками, на новый спектакль Юрия Бутусова "Барабаны в ночи". Юрий Николаевич снова возвращается к Бертольду Брехту, и я ничуть не сомневаюсь, что это в очередной раз будет нечто умопомрачительное. 

На новую сцену Табакерки, конечно, нужно идти на "Матросскую тишину". Когда-то в этом спектакле играли Евгений Миронов и Владимир Машков, и билетов было не достать. Теперь там Фёдор Лавров и Павел Табаков, а в качестве режиссёра - сам Олег Павлович. 

Это далеко не всё, но пора остановиться.

16
0
Прокомментировать

1)Гоголь центр : Первая любовь,

Феи , Хармс" Мыр"

2)Мастерская Петра Фоменко: Рыжий, Последние свидания , Тополя, После занавеса, Безумная из Шайо

3) Цим Мейерхольда: 12 подвигов Гагарина, Конармия .

4) Сти Женовача : Москва Петушки, Записки покойника.

P.S: этой осенью открыла для себя мастерскую Петра Фоменко, все поставленные спектакли достойны просмотра, смело можете выбрать что-нибудь на свой вкус и не пожалеть)

14
0
Прокомментировать

Из премьерных видела пока два: "Матросскую тишину" в Табакерке (Федор Лавров в роли Абрама и Павел Табаков в роли Давида Шварца) и "Заводной апельсин" Фила Григорьяна в театре Наций с Андреем Смоляковым, - оба советую, пронзительности в них и сюжетной и актерской - не на один вечер. 

Из ожидаемых премьер: "День опричника" Марка Захаровав Ленкоме. Что-то там по Вуди Аллену Константина Богомолова, но тут случай, когда не важно по чему. И любопытно что будет в 19.17. у Молочникова в МХТ. Римаса Туминаса по Софоклу спектакль на сцене театра Вахтангова. Юрия Бутусова по Брехту, он ставит на сцене театра Пушкина. Традиционно к своему дню рождения ставит Виктюк, на этот раз по Тенесси Уильямсу. Кому хочется нового свежего ветра Таганки - там Александр Баркар выпустил "Вий". Еще бы посмотреть надо Шапиро в Большом театре и Бородина в РАМТе премьеру, "Демократия". А в театре Ермоловой "Макбет" с Меньшиковым. И это только осень, и то не вся.  В Сатириконе "Сирано де Бержерак". А в театре Фоменко французская осень: Мериме и Мольер)

Из прошлого сезона мои фавориты, если вы вдруг не видели: "Идиот" Максима Диденко (театр Наций), "Дом, который построил Свифт" Евгения Писарева (театр Пушкина) и "Князь" Константина Богомолова (театр Ленком). Ну и ранее виденные/вышедшие: "Иллюзии" и "Пьяные" Рыжакова в МХТ, "Поле" Волкострелова... Надо останавливаться, видимо, а фестивальные еще, там сплошные звезды, например, у Сезона Станиславского так точно. Всем хороших театральных вечеров!)

14
0
Прокомментировать

Я бы посоветовала сходить на "Генриха 4" по Шекспиру в постановке Кирилла Пирогова на сцене Мастерской П.Фоменко! Очень живой спектакль, несмотря на то, что это историческая хроника, он разбавлен песнями и шутками. Более того, в нем можно увидеть ту самую Англию, про которую нам рассказывают Учителя английского языка. Там же идёт шикарнейший спектакль "Встречи.В пространстве расставаний"!!!! Это поэзия поэтов и поэтесс начала 20 века, и не всем нам известных, а творцов, чьё творчество вы вряд ли проходили на уроках литературы: музыка, свет, костюмы, манера исполнения - все просто завораживает, шик, блеск, лоск. А в конце спектакля ещё и вином угощают😉

13
0
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью