Ответить
Olesya Gilmutdinova
март 2015.
5618

Объем чего больше: того, что человечество знает, или того, что оно не знает?

Теория наукиНаука
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
8
2 ответа
Поделиться

Если коротко, то ответ на этот вопрос подразумевает наличие КОНЕЧНОГО объема знаний. Поскольку количество объектов и их свойств постоянно растет, то и количество того, что мы о них не знаем увеличивается.

Однажды Анаксимен начертил на песке два круга - маленький и большой - и объяснил: Маленький круг - это мои знания в юности. Большой круг - это то, что я знаю и понимаю сегодня. С годами круг моих знаний увеличивается. Всё, что вне круга знаний - это незнание. Чем шире круг знаний, тем больше он соприкасается с незнанием и порождает всё больше сомнений и вопросов.

Для античных философов ответ на этот вопрос был априорным - мир неисчерпаем, знания о нем тоже не могут быть исчерпывающими. С тех пор мало что изменилось. Просто прошло три тысячелетия развития гносеологии (науки о познании), в течение которых родились, жили, работали и умерли: Аристотель, впервые написавший об аналитике, как способе познания, средневековые герменевтики, трактовавшие знание, как Божью благодать, Декарт (если вынести за скобки всю неопределенность мира, то в скобках останется лишь одно вечно сомневающееся "Я"), Беккон (Знание - сила - его слова, также как слова о том, что ум дан человеку для постижения безграничной Вселенной с помощью опыта), Локк, Гегель, Маркс, Фрейд... Каждый из них сделал свой вклад в теорию познания.

В конце 19 века появилось течение, обобщающее предыдущий опыт поиска ответа на вопрос о конечности знаний - агностицизм, утверждающий принципиальную непознаваемость мира. Наиболее известные представители: Юм, Кант, Фарадей, Гексли, Дарвин, Энштейн. Заметьте, пять из шести были учеными-естественниками, большую часть жизни посвятившие эксперименту и тому самому познанию...

Философы двадцатого века (позитивисты) Поппер и Кун определяли процесс логики и роста научного знания о мире через так называемую смену парадигм. В рамках устоявшейся научной картины мира (то есть парадигмы, в рамках которой можно объяснить и спрогнозировать большинство наблюдаемых явлений - то есть мир описан, Знание кончилось) со временем накапливаются события, не вписывающиеся в парадигмальные закономерности. Когда их становится слишком много, чтобы списать на случайность, происходит переосмысление старой и рождение новой научной картины мира, сопровождающееся бурным экспериментальным поиском, созданием новых законов и т.п. В общем снова оказывается, что о мире вокруг нам известно немного. Так законы Ньютона не могли объяснить движение электронов и существование полей - Максвел и Фарадей создали электродинамику в замен механики. Электродинамика не справилась с объяснением строения атома, Гейзенберг, Дирак, Пауле, Ландау, Планк, Шредингер (да-да, тот самый, с котом) создали Квантовую теорию.

Примеров можно приводить много - три тысячи лет долгий срок. Еще больше можно привести метафор, но ничего лучше простодушного, как штаны, объяснения Анаксимена, с длиной окружности в бескрайнем песке, пожалуй, не придумаешь.

Конечно же того, что мы не знаем. Человечеством очень плохо исследован Мировой океан, о строении земной коры имеются только теории, причем даже при бурении на Кольском п-ве были получены такие данные которые для ученых стали сюрпризом. А о серьезном исследовании космоса и говорить пока не приходится, у человечества на данный момент отсутствуют необходимые знания и технологии. О исследовании космоса всегда вспоминается, когда в новостях проходит информация об очередном крупном метеорите обнаруженном учеными чуть ли не на подлете к Земле, а что там твориться дальше еще исследовать и исследовать.