Daria Demekhina
октябрь 2016.
5461

Когда творчество перестает быть ремеслом и становится искусством?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
8 ответов
Поделиться

Не знаю. Для меня никогда такого не было, чтобы песню можно было назвать просто набором текста, набором слов, набором нот. Для меня это всегда достаточно серьезный духовный, душевный труд. Это очень ответственно: ты же являешь миру, ты дерзнул разговаривать с вечностью. Это всегда таинство, и хочется быть максимально открытым, максимально наполненным, максимально отдавать, дарить, максимально создавать красиво, энергетивно, емко. Не знаю, если для меня это станет просто ремеслом, то... Нет, для меня это никогда не станет ремеслом.

21
-2
Прокомментировать

Если рассматривать искусство и ремесло как разновидности человеческой деятельности (как для поведенческого терапевта, для меня это наиболее очевидная трактовка Вашего вопроса), то разница проста. 

Ремесло - разновидность технологии. Технология - устойчивая модель, которая обеспечивает один и тот же результат при последовательном и точном выполнении определённых действий. Точишь гайку на станке - технология, ремесло: можешь получить 1 000 одинаковых гаек. Взял подмастерье, показал технологию, научил ремеслу - подмастерье получил 1 000 одинаковых гаек.

Искусство - деятельность, в которой нет повторяемой модели и нет детерминированного результата. Леонардо может выдавать один шедевр за другим, но не в состоянии зафиксировать технологию выдачи шедевра, и не может научить своему искусству учеников. Ремеслу рисования и чертежа научить может, а искусству - нет.

Поэтому, например, мой курс о построении и поддержании отношений называется "Искусство комфортных отношений". Ибо технологии построения отношений нет и  научить ей нельзя (чему пример - умерший в одиночестве Карнеги), можно только актуализировать в человеке те черты, те поведенческие паттерны, которые позволят ему осваивать это искусство.

Олег Гертотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
13
0

хороший ответ.  но как вы видите подобные процессы именно в современном мире, с учетом его осоьенностей? потому что то что было справедливо для леонардо по сути потеряло силу еще в эпоху модерна. и что уж говорить о пост модерне.

0
Ответить

Ответ Олега удивительно лаконичен именно тем, что в нём поведенческий подход. Да, всё завязано на том, как оно происходит в социальной динамике.

Женя, отвечая на ваш вопрос — модерн на самом деле этот момент не решил. Модернисты пытались снять дихотомию высокого и низкого, но на практике они просто очень сильно расширили инструментарий высокого. Собственно, опыт поп-арта и концептуалистов именно это и продемонстрировал. 

Сейчас разделение происходит на уровне контекста, причем не обязательно институционального. MoMA в 60-х выставляли цветные фотографии NASA, но все понимали, что это не искусство. Затем в 70-х там же выставлялся Эгглстон, фотографировавший уличные знаки, но все понимали, что это искусство. Сам факт этого понимания это уже граница.

Иными словами, всё сводится к тому, с каким умыслом это делается, где выставляется, как себя ведёт. И тут снова можно привести тот же аргумент олега о детерменизме и недетерменизме: ремесленная работа создаётся по заказу и с передачей прав или идёт на стоки. Художественная работа может пойти в музей, или выставляться под мостом, или быть сожжена, или может быть сфотографирована и разобрана, или может вообще не иметь физического воплощения, а быть цепочкой действий, и т.д. Конкретной тропинки тут нет, а контекстуальность совершенно определенная.

+2
Ответить

Глеб, замечательный ответ. спасибо.

жаль только вы его разместили в комментариях

0
Ответить
Ещё 3 комментария

Ну потому что для ответа мне надо эту формулировку делать расширеннее и точнее, а мне и тут хорошо.

+2
Ответить

Вы оба обсуждаете "искусство" не как вид деятельности, а как совокупность результатов. Это разные вещи.

Результаты Уорхолла или Малевича - искусство или нет? Это вопрос спорный и вопрос интерпретации. Но их деятельность - безусловно, искусство, а не ремесло.

0
Ответить

Почему же, я как раз про вид деятельности. Просто в эту деятельность включена тьма народу помимо художника — это критики, кураторы, теоретики и т.д. Соответственно, то, как с этими вещами обращаются — это же тоже деятельность.

Что же до Уорхола и Малевича, то в искусствоведении нет такой системы интерпретаций, в которой результаты их деятельности не искусство.

+1
Ответить
Прокомментировать

на сколько я могу судить эта грань существует хотя её всё сложнее и сложнее "нащупать". Все потому, что раньше искусство было как бы элитарным - да и все крутилось вокруг высшего общества, более образованного. До этого нужно было "дорастать". А на смену этой эпохе - пришла эпоха потребителя, когда "искусство" ради "оазисов, где брызжут светлые ключи  гонорара, популизма, славы,  спустилось в массы и опошлилось там, свело все до уровня толпы. Тогда то и наступил так называемый кризис искусства, о котором так долго говорят люди, которые в "теме". Вот, одна из таких людей - президент Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова рассуждает с Познером о положении дел. В частности она говорит, что искусство отличает от ремесла то, что искусство этично и эстетично, то есть несёт в себе красоту внутреннюю и образную, тогда как ремесло крутиться вокруг чего то другого.

www.youtube.com/embed/S-QzpqCEm6c?wmode=opaque

3
0
Прокомментировать

Вопрос сложный и, отчасти от этого, отчасти из-за темы, очень интересный. Ответить на него однозначно "да" или "нет" конечно нельзя (ту-дум-тссс)*. Но давайте попробуем найти несколько критериев, равно применимых к различным видам творчества, одновременное наличие которых позволит с большой долей уверенности отличить искусство от ремесла. И, конечно, не забудем про примеры!

*Прим.: здесь и далее - шутка.

  1. Талант. Да, ремесленник может обладать талантом. И даже, вероятнее всего, в некоторой степени обладает. И это чувствуется в его творениях, если смотреть на них самих по себе. Но! Стоит появится какому-нибудь выскочке, чьё дарование ослепляет и сжигает, словно питерское солнце, как всё становится ясно как днём (ну логично, солнце же...). О, эта вечная драма о посредственности и гениальности! Как же сжимается жалостью сердце, когда читаешь "Моцарт и Сальери" Пушкина (справедливости ради - Сальери талантище и не виноват) , или смотришь кинофильм "Фрэнк"! Вы спросите, как же понять эту тонкую грань (бездонную пропасть), как измерить то, чего нет в физическом мире? Только сегодня и только для читателей the Q новейший и невероятно точный способ изменить степень талантливости: Шкала Субъективного Восприятия, сокращенно ШСВ! В ней 17 степеней талантливости от, "хм, ясно" до "это правда ты сделал? Врёшь!". Но так как система функционирует по принципу open source, можете дополнять её собственными критериями по мере необходимости. В применении ШСВ очень проста - смотрите на измеряемый объект, и говорите первое, что почувствовали или подумали. Важно! Чем больше вы видели/слышали в жизни, тем проще вам будет подобрать определение и, следовательно, тем точнее получится измерение! Ладно, если серьезно, этот пункт очень субъективен, каждый тут найдет пример для себя, и, чтобы не нагонять туману и не разводить холивары, едем дальше, на встречу истине.

  2. Творческий процесс. В основе творческого процесса ремесленника трудолюбие и упорство. Затем логика и расчёт. Лишь после этого - творчество, если для него осталось место в столь плотном графике. У человека создающего ради искусства все наоборот. Нет, конечно хорошо, если он творит сутками напролет, хорошо, если он ведает, что творит; хорошо, если он получает за это достойную оплату. Хорошо, но не обязательно. Для него главное следовать зову своей натуры. Каждый ли день, раз в жизни ли, продавать ли свои картины на Кристи или рисовать ночью на стенах, рассказывать ли, что изображает/символизирует его произведение или пытаться понять это самому - всё это совершенно не важно, если человек проснулся посреди ночи от музыки звучащей у него в голове.

Пример: уличные портретисты. Портретист-ремесленник знает, как нарисовать ваш портрет, чтобы а)он вам понравился б)вы его купили ц)он потратил бы как можно меньше времени и поскорее начал следующий. Он долго этому учился, он занимается рисованием портретов много лет, он знает, где добавить волевости подбородку, и убрать горбиности носу. И это не в коем случае не плохо! Это отличная работа, сложное ремесло. Но не совсем искусство. А вот поймать на улице совершенно незнакомую девушку и внезапно решить написать её портрет, увидеть в её глазах тщательно маскируемый оттенок печали и изобразить его бездонными озерами, а бледность кожи - лунной поверхностью и, получив потом этим портретом по голове, расстроится не от того что дома нечего кушать, а от того что остался непонятным - это уже больше похоже на искусство.

  1. Содержание. Если автор вкладывает в свои произведения/творения некие мысли, чувства, идеи, переживания, смыслы - то это верный признак искусства. Иначе - ремесло. Пример: магнитики. Если автор рисует и продает на Арбате классные красивые магнитики с лучшими туристическими видами Питера, он классный художник, и это - его ремесло. Если он в свои рисунки помимо мастерства также вкладывает например, любовь к городу (при её наличии) или социальный протест, рисуя упомянутые виды испорченными урбанизацией, мусором или, скажем, толпами туристов (дерзкий, неблагодарный социопат!) - то это добавляет его произведениям некую нематериальную ценность, дополнительный эмоциональный или мысленный слой, поверх уже имеющихся красок. Или формы. Или звучания. И т.д. ну вы поняли.

Итог. Здесь я просто ещё раз напишу, что каждый критерий по отдельности (особенно первый), не дают ответа на поставленный вопрос. Но если совпадают все три признака, можно с большой долей вероятности предположить, является ли рассматриваемый объект ремеслом, либо же это уже искусство.

5
-2
Прокомментировать

Искусство само по себе преобладает во всех сферах. Берём за корневую основу слово "творчество" и получаем, что творить необходимо во всех сферах. Будь ты музыкант, инженер или маркетолог. Творческий процесс - это процесс создания продукта, удовлетворяющего потребностям самого создателя.

Сам я музыкант и моя цель - не результат упорных трудов, а ПРОЦЕСС написания нового произведения. Плавая в этих рамках, можно сказать, что это и есть искусство.

Но если музыку приходится писать ради сроков, ради поклонников или ради продвижения на лейблах (что, слава Богу, меня не коснулось), то это уже называется ремеслом. Т.е. ты создаёшь что-то не ради удовольствия, а ради необходимости.

У меня друг - инженер. И он так же называет свою деятельность творческой. Хотя работает на заказы. Но одно дело - работать за деньги. А другое - отдаваться этому с душой, наслаждаясь процессом.

В этом лично я и вижу принципиальную разницу между ремеслом и искусством.

2
0
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью