Daria Demekhina
октябрь 2016.
4078

Существуют ли аналоги экзорцизма в религиях, кроме христианства?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
7
3 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Я об этом знаю не очень много, но что-то сказать попробую.

В исламе, действительно, как уже сказали, бывает изгнание джиннов. Это не христианские бесы, у них есть свой мир, они сотворены из бездымного пламени, невидимы нашему глазу, у них есть свободная воля, иногда они исповедуют ислам. Иблис обычно считается тоже джинном. Джинны могут толпами вселяться в грешных людей, немусульман или плохих мусульман, а лечат их чтением Корана специально обученные люди. Насколько я знаю, это довольно популярно сейчас, например, в Дагестане, в других республиках Кавказа, хотя специалисты и возводят свое преемство к каким-нибудь мощным медресе и шейхам в арабском мире.

В иудаизме представления о том, что в человека может вселиться злой дух, были известны еще со времен Второго храма, имели место в талмудической литературе, мидрашах и т.д. В 16-17 вв. в каббалистической литературе под влиянием учения о переселении душ складывается концепция диббука - злого духа, который из-за своих грехов не может родиться заново и паразитирует на телах живых. Что именно на "телах", а не на душах, потому что у человека несколько душ, - это для такого рода антропологии, видимо, важно. Об этом есть у Ицхака Лурии, Хаима Виталя и других каббалистов, а позднее это учение ушло в хасидизм, где диббуков изгонял праведник во главе собрания верующих - цадик с миньяном. Мораль была в целом в том, что цадик может исправлять души от грехов. Последнее "официальное" изгнание, как считается, случилось в начале 20 в.

В буддизме изгнание всякого рода духов тоже есть, но специфика его зависит от разновидности в буддизма. Представление о том, что в человека может вселиться какой-нибудь дух, видимо, было еще в 3 в. до н.э., вопрос только в том, изгоняли их или нет, потому что "духи тоже люди", т.е. живые существа, и убивать их нельзя. В Японии в Средние века были очень популярны всякого рода "народные" истории о привидениях и демонах, которых изгоняют буддийские монахи с помощью заступничества будды Амитабхи. В 9 в., например, существовал обряд, в ходе которого ученые монахи сначала долго читали мантры, а потом откупались от духа бобами. Еще были всякого рода обереги, амулеты и т.д. Интереснее всего в тибетском буддизме, где демоны (под влиянием в том числе местной религии бон) стали очень популярны и существуют почти что наравне с людьми. Их кормят, умиротворяют, выкупают у них людей приношениями. Бывают, правда, и такие ритуалы, когда его изгоняют откуда-либо насильно.

Ну и разумеется во всякого рода малокодифицированных верованиях вроде различных изводов индуизма, даосизма и т.д. все такие вещи очень популярны, как и во всякого рода условно "примитивных", т.е. традиционных, религиях. Совершенно верно также было сказано про культы одержимости, однако там речь все же идет не об "изгнании" чаще всего, а о позитивных состояниях. Это ближе скорее к античным мистериальным культам, где, конечно, было понятие "энтузиазма", т.е. одержимости божеством, но оно трактовалось как позитивное. Вакханки разорвали Орфея на части голыми руками, потому что он был врагом Диониса, никто из них никого изгонять не собирался, все в порядке.

16
0
Прокомментировать

В медицинской антропологии явления, соотносимые с концептами одержимости и транса, принято разделять на три группы: 1) одержимость без транса (non-trance possession), 2) трансовая одержимость (possession trance) и 3) транс без одержимости (non-possession trance).

Для этих феноменов характерны разные проявления. Одержимость без транса – это приписывание болезненных ощущений разной природы (соматических, психических), а также изменение поведения действию духа, вселившегося в тело человека (демона, духа болезни, духа местности, души умершего родственника, которого неправильно поминают, и т.п.); это состояние обычно временно и подлежит лечению, во время которого духа изгоняют (что и называется экзорцизмом).

Учитывая, что агрессия духов (их вселение в человека) – самая распространенная на земле теория происхождения болезней (по Джорджу Мердоку, она существует в 99 % человеческих обществ, причем в 56 % считается основной), то мы можем прийти к заключению, что экзорцизм – самая распространенная и, возможно, наиболее древняя целительская техника. Красочные лечебные сеансы изгнания зловредного духа можно было наблюдать в шаманских камланиях у народов Сибири и Северной Америки, до сих пор они распространены у народов Южной и Юго-Восточной Азии, Африки. Если конфессионально – у мусульман, иудеев, индуистов, буддистов, а также у последователей так называемых локальных культов.

Если же состояние одержимости институционализируется – берется культурой на вооружение и делается социально-культурным институтом – возникают другой его тип: трансовая одержимость, когда это состояние провоцируется и достигается в рамках ритуала. Конечно, тогда уже вселяются в адептов культовой группы не случайные духи и демоны, а божества более высокого статуса, как правило, те, которым адепты были посвящены в ходе инициации в культовую группу. Это так называемые «культы одержимости» (зар, бори и др. в Северной Африке, кандомбле, вуду и др. в Америке). Ну, и наконец транс без одержимости, или «визионерский» транс, – тоже институционализированная практика, характерная для культур шаманского типа. Отличие (основное) в том, что не божества вселяются в тело шамана, а, наоборот, его душа отправляется в путешествие по «символической вселенной».

Три названных феномена имеют разную географическую и социально-культурную дистрибуцию, вплоть до того, что, сосуществуя в одном и том же обществе, они по-разному распределены среди населения. Например, трансовая одержимость характерна больше для женщин, транс без одержимости – для мужчин (особенно религиозных лидеров, шаманов), одержимость без транса связывается чаще всего с негативными последствиями колдовства и более равномерно распределена среди популяции (встречается среди женщин и детей, несколько реже – среди мужчин).

13
0
Прокомментировать

Да, в том или ином виде экзорцизм (на греческом буквально - «связывание клятвой») представлен во всех крупных мировых религиозных культах. По-видимому, вера в злых духов и их влияние на жизнь людей является неизменным спутником человечества. Однако, отношение к такого рода силам разнится от культуры к культуре.

Авраамические религии (Иудаизм, Христианство, Ислам), для которых характерна дуалистическая картина мира, злых духов изгоняют. Целью при этом является исцеление человека и мира в целом от зла, поскольку последнее является болезнью изначально совершенного Творения.

Иную картину можно наблюдать в языческих культах, где зло может рассматриваться как просто еще одно проявление Единого (пути, основания бытия, сознания) наравне с добром. Здесь уже возможны ритуалы, которые «связывают» злых духов для использования их силы в свои целях (например, ритуалы тантриков Агхори). Зло отгоняют, используют в своих целях, задабривают, но вопрос об окончательном избавлении от него не ставится, т.к. оно имеет божественную природу, как и все бытие.

В Буддизме также имеют дело с демонами и злыми духами. Будучи живыми существами в этой своей фундаментальной характеристике мало чем отличающимися от людей и животных они также связаны кармой и цепью перерождений. Их также отгоняют, используют в целях защиты Дхармы (см., например, историю Падмасамбхавы), задабривают. Демон может родиться человеком в будущем и достичь освобождения. Здесь зло, как и добро — просто карма, источник иллюзий и их следствие.

3
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью