Оля Коршикова
октябрь 2016.
1574

Что такое городская сегрегация?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться

Если совсем простыми: богатые белые живут в одном квартале с богатыми белыми, а бедные черные – по соседству с бедными черными. Новая московская элита продолжает обживать «Дом на набережной», а гастарбайтеры предпочитают поселок «Дары природы» на МКАДе.

В социологии есть несколько базовых объяснений городской сегрегации. Первое: каждый отдельный индивид действует рационально, а по совокупности действий получается какая-то фигня вроде гетто для бедных и гетто для богатых. Это гипотеза Энтони Гидденса: «Представьте себе шахматную доску с расположенными на ней наборами пяти- и десятицентовых монет, которые, подобно индивидам, живущим в городской зоне, рассредоточены по этой доске в случайном порядке. Предполагается, что, несмотря на тот факт, что явная враждебность друг к другу отсутствует, члены одной группы не хотят жить по соседству с членами другой, ибо в таком случае они оказываются в этническом меньшинстве. Каждая монетка перемещается по шахматной доске до тех пор, пока не оказывается в положении, при котором по меньшей мере 50% сопредельных монет принадлежат к той же группе, что и она. В результате мы получаем модель максимальной сегрегации. Десятицентовые монеты образуют своего рода гетто среди пятицентовых соседей. Подобный “эффект композиции” является следствием совокупности действий – тех, кто передвигал монеты по доске, или посредников, функционирующих на рынке недвижимости, – каждое из которых носит преднамеренный (или умышленный) характер. Вместе с тем, конечный результат никто не планировал и не желал. Как таковой он принадлежит всем и никому» («Устроение общества», с. 50).

Другая гипотеза принадлежит Пьеру Бурдье. Дело не столько в стихийных действиях отдельных людей, сколько в тех социальных структурах, которые заставляют их действовать определенным образом. Эти структуры укоренены и в вашем пространстве обитания, и даже в вашем теле (Бурдье называет такие укорененные в теле структуры «габитусом»): «Можно физически занимать жилище, но собственно говоря, не жить в нем, если не располагаешь негласно требующимися средствами, начиная с определенного габитуса. Такое положение у тех алжирских семей, которые, перебираясь из трущоб в район HLМ, обнаруживают, что против всех ожиданий, они “сражены” новым, столь долгожданным жилищем, не имея возможности выполнить требования, которые оно негласно заключает в себе, например, необходимость финансовых средств на покрытие вновь появившихся расходов (на газ, электричество, а также транспорт, оборудование и др.), но еще и тем стилем жизни, в частности, женщин, который обнаруживается в глубине с виду универсального пространства: начиная с необходимости и умения сшить шторы и кончая готовностью жить свободно в неизвестном социальном окружении» («Практический смысл», с. 46). А потому городская сегрегация – это проекция на город структуры социальных отношений.

Впрочем, это только два (взаимоисключающих) социологических решения «задачи о сегрегации». Есть множество других – как в социологии, так и в других дисциплинах.

18

" Это гипотеза Энтони Гидденса: «Представьте себе шахматную доску" это разве не пересказ модели Шеллинга? 

Не очень понятно, в чем взаимоисключительность. В таком описании вторая гипотеза больше похожа на более подробное описание механизма, вызывающего перемещение (т.е. объясняет, откуда берется необходимость не оказываться в меньшинстве в модели Шеллинга), а не альтернативный механизм.

0
Ответить

Они взаимоисключающие в социологическом-научном плане: в первом объяснении (Гидденса/Шеллинга) - это результат действия извне, т.е. не житель города сам выбирает, а за него принимают решение другие (власти/агенты/кто угодно); а второе объяснение строится на "габитусе" - т.е. чем-то внутренем, что определяет действие каждого.

Мне кажется, хорошим примером различия этих двух подходов является дискуссия Виктора Вахштайна (ответчика в этом вопросе) и Андрея Корбута на Постнауке.

0
Ответить

Привет! Кто-нибудь может просветить насчёт видов городской сегрегации? Существует ли такое понятие как "городская сегрегация по культурным предпочтениям", например? Если да, то что по этой теме почитать?

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Просто богатые не хотят жить с бедными, а у бедных нет средств, чтобы жить с богатыми.

+2
Ответить

Даже еслиб у миня денег куры не клевали, я не стал бы жить по саседству с богатыми. Причина - не люблю я богатых.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить