Дарья Добрынина
октябрь 2016.
60738

Как карта московского метро искажает наши представления о городе?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
16
4 ответа
Поделиться

Например, центр (внутри Кольцевой) гипетрофирован в размерах, занимая почти половину схемы. Реально диаметр Кольца составляет 5-6 км. Для сравнения, Сокольническая линия насчитывает в длину 32,5 км, а остальные ветки, пересекающие Кольцевую, ещё длиннее, за исключением Филевской и Калининской (которую, впрочем, планируется продолжить на запад). 

Схема метро, выполненная с соблюдением масштаба и реальных контуров линий, выглядит вот так (источник)

Если бы мы решили развесить эту схему в вагонах, то нам пришлось бы изобразить центр со всеми его пересадочными узлами на отдельной карте, как это часто делают, например, с Европой на карте Евразии.

Сама Кольцевая не имеет форму строгой окружности, и станции северной половины (Белорусская, Новослободская, Проспект Мира, Комсомольская, а также расположенная на другом берегу Москвы-реки Киевская) находятся несколько дальше от центра, чем станции южной половины (от Парка культуры до Курской, а также Краснопресненская). Такая конфигурация была выбрана для того, чтобы Кольцо соединило крупнейшие железнодорожные вокзалы. МЦК, как видно по ссылке выше, тоже очень далеко по форме от идеальной окружности, а расстояние между двумя кольцами варьирует весьма широко.

Однако, для пассажиров удобнее, чтобы Кольцо было круглым. Круг в центре - это один из символов Москвы, создающий главный ориентир на схеме Московского метро и придающий ей неповторимый облик.

P.S. Meduza опубликовала шикарные гифки со сравнением схемы и географически точной карты разных метрополитенов мира. Общие тренды везде одинаковы, особенно в сложных в системах с большим количеством пересадок в центре.

145
-1

Потому что схема создается для удобства прочтения- это графический дизайн, а не навигатор , иначе бы все запутались

+1
Ответить

Схема — это не графический дизайн. 

0
Ответить
Прокомментировать

То, что мы называем «картой» московского метро, на самом деле, картой и не является: это схема. Цель схемы — подсказать широкому кругу пассажиров, как быстро и комфортно добраться до пункта назначения. Для этого схема должна хорошо считываться людьми, в том числе слабовидящими, а для иностранцев — быть переведена на английский. Если же отображать реальное положение линий метрополитена, которые часто изогнуты и пересекаются, то человек может запутаться или не останется места для подписей, не говоря уже об ухудшении считываемости (прямую линию под правильным углом легче считать быстро, чем виляющую). Кроме того, схема не может быть слишком большой, иначе она не поместится в вагон. Эти и другие причины накладывают большое количество ограничений, из-за чего верстка не может отображать реальную картину города.

К примеру, многие москвичи думают, что кольцевая ветка метро круглая (отсюда и представление о том, что город «круглый»), но на самом деле это не так — кольцевая линия скорее овальная и имеет множество изгибов. Или, например, красная линия метро на востоке прямая, однако на самом деле она поворачивает чуть ли не на 90 градусов. Перегоны на схеме зачастую одинаковы, однако в реальности они имеют разную длину.

Дизайнерские приёмы будут хорошо видны, если взять несколько версий карт метро и наложить одну на другую. Обнаружится, что линии и станции со временем «переезжают» с места на место. Последний раз схему метро кардинально меняли, когда открыли Московское центральное кольцо.

В некоторых городах с помощью дизайна схем метро удается влиять на поведение людей. Например, в Лондоне в рамках создания новой (уже старой) схемы станции расставляли таким образом, чтобы людям казалось, что они находятся близко друг от друга. Делалось это, чтобы они лишний раз не спускались в подземку. Во-первых, это должно было разгрузить транспорт, а во-вторых, популяризировало ходьбу как часть здорового образа жизни.

47
-1
Прокомментировать

Вообще-то, это не карта, а схема. Она же не для того, чтобы отразить географию города. У неё другая задача: показать где какие станции и как до них добраться. Не более того. Не предъявляйте этой схеме претензии, к которым она не имеет отношения

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
19
-1
Прокомментировать

Могу привести один конкретный пример. Если посмотреть на западную сторону города на карте метро, то мы увидим, что между станциями Славянский бульвар и Парк победы располагаются Пионерская, Филёвский парк, Багратионовская и Фили. Однако, если Пионерская действительно находится "параллельно" Славянскому бульвару, то Фили явно вне рамок этого расстояния. Если от Багратионовской поехать ровно по прямой по улице Барклая, то приедешь РОВНО к Парку победы. Фили в данном случае окажется за границей этого условного отрезка. 

При любом рассмотрении Фили должна находиться максимум на уровне с Парком победы, но никак не внутри отрезка Парк победы-Славянский бульвар.

16
-3
Прокомментировать
Ответить