Тоня Самсонова
октябрь 2016.
2616

Когда Боба Дилана называют американским БГ, а Гребенщикова русским Бобом Диланом — это корректное сравнение?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
3 ответа
Поделиться

БГ не скрывает, что начал писать песни под влиянием Дилана:

Я впервые услышал Боба Дилана по "Голосу Америки", и первое ощущение было - и это люди тоже могут слушать? Потом я его услышал на пластинках у школьных друзей и поразился еще больше - человек поет вне всякой тональности, дудит в гармошку и все делает совершенно поперек.

А потом я как-то шел по Литейному проспекту мимо известного букинистического магазина и в витрине вдруг увидел книгу в ярко-желтой обложке с текстами Дилана за какие-то смешные деньги. Я ее немедленно купил и, изучив, понял, что наконец-то появился человек, который все поставил на свои места.

Мне все говорили: "Какой Дилан? У нас вот есть Окуджава, или Галич, или Высоцкий, и вообще на русском языке песни писать нельзя". И я пришел в такую ярость, что стал писать свои песни. То есть до этого я писал скромные песни – волшебные, поэтические, а тут я понял, что надо завязывать с этой ерундой, ведь эта музыка и эти песни требуются просто для выживания. Я понял, что нам нужно отвоевать свое пространство в русском языке.

Так что да, формулировка "БГ - русский Дилан" довольно точная. Но, хочется сказать, что БГ не только и не столько заимствовал конкретные строки и темы из творчества Дилана, сколько создавал свои произведения, пользуясь его поэтическим языком т.е  формальными приемами и эстетическими принципами. И получалось у него это довольно успешно, где-то года до 85-ого включительно (Без всякой иронии, я считаю "Аквариум" 80х отличной группой). Подробно вопрос влияния Дилана на БГ рассмотрен в этом очерке.

Маштаб  дара этих авторов, конечно, несопоставим, но природа, рискну сказать, довольно схожая. Иначе у БГ  не получилось бы так убедительно  делать то, что он делал. Другой вопрос, что Дилан создал принципиально новый язык, а БГ - только живое подтверждение того, что на этом языке очень удобно и интересно разговаривать.

Максим Козловотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
17
-1

По сути, главная (среди всех прочих) заслуга Боба Дилана - он показал, что поэзия и рок-музыка прекрасно совместимы. Речь именно о поэзии - не о текстиках про любовь мальчика к девочке, а о поиске смыслов, объяснении реальности.

Видимо, это и зацепило весьма неглупого Гребенщикова. У Троицкого подробней: https://meduza.io/feature/2016/10/14/takoy-amerikanskiy-okudzhava

0
Ответить

Именно так. Статью я читал.

0
Ответить
Прокомментировать

Очевидно нет, БГ очень многое 'позаимствовал без изменений' из творчества Боба Дилана (и многих других). Дилан и БГ абсолютно разные величины, не стоит и сравнивать. Как говориться, на безрыбье и рак рыба - если БГ - русский Дилан это еще куда ни шло, то Боб Дилан - американский БГ - это просто смешно.

17
-5
Прокомментировать

Разумеется, не стоит это сравнение воспринимать так, что в Америке Боба все называют с любовью Борей и говорят, мол ты как Гребенщиков из далёкой галактики, простите, далёкой России.
А чтобы объяснить соотечественнику, который только начинает знакомиться с творчеством Дилана, возможно, это идеально понятная формулировка, описывающая масштабы "бедствия".
Их роднит не только немалый стаж и всенародная известность, но и то, что они оба полноценные поэты, через песни доносящие свою мысль до народа. Всесторонняя эрудиция. Постоянные искания истины и чего-то нового и своего в музыке, религии, истории и литературе, критика ситуации в стране и мире вообще. Да, каждый из них больше связан со своей культурой, которая не может не влиять. Но если посмотреть чуть более обобщённо и не вдаваясь в мелкие детали, я считаю, что такое вполне может иметь место.

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью