Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое «новая искренность»? Можете рассказать о примерах таковой в искусстве?

ОбществоИскусство и культура+2
Александра Першеева
  · 8,1 K
eine geniale Dilletantin  · 13 окт 2016

Тут некоторая загвоздка заключается в том, что "новых искренностей" в искусстве было как минимум две (на самом деле - наверняка больше). Одна - в Америке, провозглашенная писателем Дэвидом Фостером Уоллесом (его программный роман, "Бесконечную шутку", как раз обещают через год-другой издать на русском языке); другая - в России, первым ее провозвестником был поэт и художник-концептуалист Дмитрий Александрович Пригов, а позже звание знаменосца "новой искренности" перехватил поэт Дмитрий Воденников (и если для Пригова эта самая "искренность" была во многом все-таки инструментом, то для Воденникова она действительно превратилась в поэтическое кредо). Общее, впрочем, у этих двух "искренностей" есть: усталость от постмодернистских концептуальных игр - и, как итог, "возвращение к человеку", обращение к "лирико-исповедальному дискурсу" (пользуясь выражением того же Пригова). Уоллес писал, что новое поколение литературных бунтарей будет состоять из "анти-бунтарей" - "старомодных, отсталых, наивных анахронистов", "каким-то образом избежавших иронического взгляда на вещи".

Впрочем, этот "бэклэш" против постмодернизма не обязательно означает, что произведения "новых искренних" будут традиционны и "реалистичны" по форме. Та же "Бесконечная шутка" - роман очень сложно устроенный (и очень труднопереводимый, в том числе и поэтому он до нас так поздно докатился). И российские поэты - представители "новой искренности" часто обращаются к нетрадиционным формам. Другое дело, что границы "новой искренности" вообще нечетко очерчены: и в России, и на Западе этот термин ассоциируется прежде всего с парой-тройкой имен (те же Уоллес и Воденников, соответственно). На Западе "новую искренность" часто связывают с реалистической социальной прозой вроде Зэди Смит или Франзена, в которой проблематика раскрывается через детально и с симпатией (или нет) описанные судьбы героев. А в российском понимании, как правило, "новая искренность" подчеркнуто аполитична, это именно "лирико-исповедальный дискурс" и есть: поэты и писатели пишут о своем детстве, о каких-то личных переживаниях...