Marisya Prorokova
октябрь 2016.
299

Почему в народном сознании баня связана с нечистой силой?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться

«Для судеб языческих капищ в христианском мире интересными примерами являются постройки типа бани. овина или кузницы. Есть основания полагать, что переживание этих мест как «нечистых» связано с их особенной сакральной отмеченностью в дохристианском быту восточных славян, те с их специальной ролью родовых (домашних) храмов Иными словами, языческие капища продолжали сохранять свою культовую функцию и в христианский период — хотя и с отрицательным знаком Показательно, в частности, устойчивое представление о том, что власть в бане принадлежит не крестной, а нечистой силе (в христианском сознании это осмысляется таким образом, что крестная сила как бы отвращается от этого места, как и от других «нечистых» мест действенность нечистой силы связывается вообще с Божьим попущением). Соответственно, те колдуны, которые никогда не ходят в церковь, в праздники, когда народ идет в церковь, уходят в БАНЮ20, точно так же баня выступает как традиционное место гадания, волхования, магического врачевания и, конечно, произнесения заговоров; культовая роль бани достаточно отчетливо выступает и в свадебном обряде, где банные ритуалы по существу не менее обязательны, чем церковное венчание, одно дополняет другое. Вполне естественно, ввиду всего сказанного, что в русском фольклоре к бане может применяться название болсена, означающее, собственно, «храм»21. Не менее характерно и распространенное представление о том, что в баню приходят молиться нечистой силе (по существу, произносимые в бане заговоры и могут рассматриваться как своего рода молитвы), как это выражено, например, в следующей белорусской песне:

Сярёд сяла ВоУчковскаго, То то! [припев со стуком и топотом]

Туту стояла лазня дубовая: Ту, ту, ту! [припев со стуком]

А ходили дьтюшки богу помолиться, Стоуб обнимали, печь цаловали, Перяд Сопухой крыжом ляжали, Яны думали: Прячистая, Анож Сопуха — Нячистая! 22»

Б.А. Успенский (в соавторстве с Ю. М. Лотманом) «Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века). //«Труды по русской и славянской филологии», XXVIII Тарту, 1977 («Ученые записки Тартуского университета», вып. 414), с 3-36.

Сергей Pagankaотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать

На самом деле это не так. Баня всегда считалась местом хорошим, т.к. там излечивались многие болезни, выпаривалась хворь.Баня, как живая сущность имеет рациональное обоснование. Но предки считали иначе. О самом баннике. В некоторых источниках, он указывается, как добрый дух, но не терпящий посягательства на личную жизнь, ведь  ночью банник приглашает свою бабенку, друзей-нечисть, если же ему помешать, то не поздоровится.  За злые мысли, за неумение париться в бане дух мог наказать угаром и обмороком. 
Сколько было случаев, что в бане (которая раньше топилась по-черному) было угаров, смертей? Именно по этой причине баня считалась местом сборища злых духов.

1
-2
Прокомментировать

Баня была связана с нечистой силой, ведь в банях, как думали славяне, жили различные духи, например, баянник, который крал различные пренадлежности для бани и мог повлиять на здоровье человека, поэтому ему оставляли хлеб и соль, чтобы он не вредил людям.

Но это всё сказки, не стоит беспокоиться! Баня- это очень хорошо, поэтому я всем рекомендую сайт

0
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью