Иван Кузьмин
ноябрь 2016.
3342

Не лучше ли говорить с ребенком, как со взрослым, чем сюсюкаться с ним?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
16
3 ответа
Поделиться

Когда ребенок только учится говорить, различные "сюсюкания", изменения тембра, интонации голоса привлекают его внимание к вашей речи, что побуждает его произносить самому первые слоги-слова. "Сюсюкания" также являются элементами игры с маленьким ребенком. Если же речь идет о детеныше постарше, то мой ответ такой: с ребенком сюсюкаться не нужно, но при общении с ним нужно учитывать его возраст. В заискивании дети чувствуют неискренность, натужность, другое дело, когда ты обращаешься к ними, как ко "взрослыми", считаешь их проблемы серьезными, а дела важными, Однако ребенок - это ещё не взрослый, критика к нему должна быть мягче, за успехи его нужно хвалить, свою эмоциональную реакцию следует объяснять. Каждому возрасту соответствует своя мера самостоятельности и мера ответственности, какие-то решения ребенок может принять самостоятельно, а какие-то окажутся непосильной ношей - это тоже нужно учитывать. Так что самое важное - это соблюсти баланс

Сюсюканье как намеренное искажение звукового облика слова ("зайцик", "детоцька", "ляпоцька", "каська", "майковька") вредно даже в самом раннем возрасте, так как ребенок учится произносить сначала звуки, характерные для данного языка, потом строить из них слоги и слова, а если он не слышит твердых шипящих и л, откуда он научится их произносить? Да, в гуленьи малыша есть звуки, которых нет в русском, но уже к году они пропадают совсем, так как ребенок не видит их функции для общения. Особенно вредно, когда взрослые начинают умиляться произношению малыша и говорить всегда так, как он однажды неверно произнес слово, такой образ этого слова и закрепится в сознании ребенка, и исправлять это придется, возможно, уже логопеду. Стимулировать грудного ребенка к гулению можно безо всяких сюсюканий, просто произнося короткие слова и предложения четко, много раз, глядя на малыша, улыбаясь ему, поглаживая, предлагая игрушки.

Сюсюканье как излишнее добавление уменшительно-ласкательных суффиксов, особенно когда незнакомый взрослый на минуту приседает к ребенку и, фальшиво улыбаясь, начинает речь на тему "а кто это у нас такой клясиииивнький? а мозьно тебя потииииискать?" неприятно уже трехлетнему ребенку. Опять-таки пользы от этого никакой, гораздо лучше сказать что-то типа "Здравствуй. Меня зовут тетя Лена, а тебя как? Катя? Очень приятно. Катя, у тебя очень красивая кофточка. Ух ты, а что это у тебя за игрушка? Зайчик? Мне тоже нравятся зайчики, можно, я на него посмотрю? Красивый, а как его зовут?". Ребенок, конечно, может засмущаться и отказаться вступать в разговор, однако, если большинство взрослых будет на него реагировать как в первом случае, он вообще шарахаться начнет.

Сюсюкание подразумевает смягчение звуков, отсюда "дя" вместо "да", и используется это для смягчения интонаций, чтобы расположить, успокоить ребенка. Более того, это полуинстинктивный акт (усваивается в социуме, но абсолютно бессознательно, при этом закрепляется быстро и накрепко), что уже говорит о том, что для чего-то это да нужно нашему виду, если пока нет научного объяснения для чего - это еще не значит, что это не нужно. Скорее всего для максимально комфортной адаптации ребенка, для укрепления его психологического здоровья. Другое дело, что всему свое время, поэтому где-то с 11 месяцев-года сусюканье допустимо только в играх)

Ответить