Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Все большее место в жизни принимает умение оперировать информацией, а не заучивать ее, почему в школах и университетах ничего не меняется?

Образование
Алексей Аа
  · 1,1 K
кандидат физ.-мат. наук, доцент КубГУ  · 1 июл 2015

Вопрос содержит два утверждения: 1) в школах (университетах) заставляют зубрить и не учат мыслить; 2) "заучивание" и умение "оперировать информацией" - антонимы. Отвечаю по порядку...

  1. Мнение о том, что в школах заставляют просто заучивать информацию, а не мыслить сильно распространено и так же сильно ошибочно. Еще с советских времен все методические пособия для учителей подчеркивают необходимость развития логического мышления у учеников. Например, при изучении каждого закона или правила составляется комплекс заданий, в которых ученик должен использовать его (закон) применительно к разных объектам, в разных условиях, в прямой и обратной последовательности. Таким образом из информации создается знание, ученик учится не решать ОДНУ конкретную задачу, а применять закон для решения ЛЮБЫХ подобных задач. Конечно, качество преподавания в большой степени зависит от личности и профессионализма преподавателя, которые не всегда бывают на высоте, но проработав пару лет в школе могу сказать, что слухи о смерти российской школы сильно преувеличены. Хорошие учителя есть и их много, просто о плохих интереснее рассказывать в передачах у Малахова.

  2. Использование термина "оперирование информацией" применительно к человеку не совсем корректно. Оперируют обычно данными. К операциям относят хранение, передачу, копирование и т.п. Человек должен уметь АНАЛИЗИРОВАТЬ информацию, а анализировать ее невозможно не зная тех самых законов и правил, заучиванием которых многие недовольны. Приведу простой пример: на основе значений некоторого показателя за прошлые периоды нужно составить прогноз изменения этого показателя на несколько недель вперед. Для этого понадобятся знания законов арифметики, статистики, линейной и нелинейной регрессии, теории вероятностей, возможно методов обучения нейронных сетей и многомерного анализа данных и т.п. Если человека всему этому не научили, то что он сможет сделать с этой информацией? Как он ей будет "оперировать"? Просто вертеть листок в руках?

Применительно к социальным наукам, развитие навыков критического анализа ситуации также невозможно без знания истории вопроса, разных теорий и гипотез, объясняющих ситуацию и многого другого. Кстати, для людей, которые пытаются рассуждать о чем-то не разбираясь в предмете уже придумали название - "диванный критик".

Просто современный человек живет в мире настолько высоких технологий, что ему кажется, будто изучение таблицы умножения - жуткий атавизм, который никогда не пригодится, он хочет сразу "креативно мыслить", забывая при этом, что во все современные креативные штуки созданы людьми, которые в свое время хорошенько попотели за старой доброй школьной партой, заучивая фамилии декабристов или президентов США.

"Некоторые дети имеют привычку мыслить — одна из целей образования состоит в том, чтобы избавить их от нее"... Читать дальше