Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Кто решает, в какой цвет красить стены в музее и где что ставить?

Искусство и культураДизайн+3
Daria Demekhina
  · 2,5 K
Арт-директор Института русского реалистического искусства  · 25 окт 2016

Решают кураторы, архитекторы и дизайнеры. И это не такая простая задача. Создается план выставки, подбираются экспонаты. Современные технологии позволят и покрасить стенки в специальной программе, и развесить картины, но до тех пор пока ты не увидел выкрашенную стенку под выставочным светом, не вынес и не расставил в зале все работы – быть абсолютно уверенным в том, что все смакетировано правильно – нельзя.

1 декабря мы отмечаем 5-летие ИРРИ и представим аудитории совершенно обновленный музей. Надеемся, что зрителям понравится наше решение «где и что ставить» и выбранные цвета. Мы ориентировались на опыт музеев Великобритании и Нидерландов. Там музейный дизайн практически возведен в культ. И важным становится не только цвет, но и, например, уровень эмиссии неполезных для экспоната веществ. Краска разных цветов одной и той же марки может подойти, а может и оказаться вредной. Британский музей с 1996 года ежегодно публикует тест качества материалов для организации выставочного пространства – «Oddy». Найти его можно на их официальном сайте.

И, конечно, наши западные коллеги гораздо смелее и свободнее от стереотипов. Считается, что нельзя использовать цвета, которые являются доминирующими в произведении. Но видели бы вы выставку «Сёра, Синьяк, Ван Гог. Пути пуантилизма» в Albertina в Вене. Все розовое и сиреневое. И это ничуть не мешает. А Музей Ван Гога, который регулярно представляет «желтое на желтом»? Лондонская Royal Academy of Arts представила ежегодную Summer Exhibition на мадженте.  Тут главное не промахнуться с оттенком и знать меру. У нас была выставка замечательного советского графика Анатолия Кокорина, которую наши посетители регулярно просят повторить. Вместе с архитекторами из Eleven Project Игорем Чиркиным и Павлом Пришиным мы выбрали яркий синий, небесно-голубой, ярко-желтый цвета. Это не убило замечательную графику, а наоборот придало особое настроение, что и оценили зрители.

Для выставки «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем», которую мы сделали в Риме, а после привезли в Москву,  цвета подбирал художник Андрей Шелютто, с которым мы тоже делаем не первую выставку. Он остановил свой выбор на ретро палитре 1970-х годов - от пудрового розового до землисто-охристого. Мы убедили наших итальянских коллег, для которых это решение было довольно смелым, в его необходимости. В итоге – и экспозиция получилась очень удачной, и публика и пресса остались крайне довольны.

Сейчас в новой экспозиции мы использовали классические цвета: Thai Sapphire, Obsidian Green, Ashes of Roses, Deep Space Blue и другие, а красили стенки ультраматовой английской краской Little Green.

Если не хотите промахнуться, ориентируйтесь на серый. Он имеет массу красивых оттенков и не спорит ни с живописью, ни с графикой, ни со скульптурой. 

По поводу развески. Важно не продемонстрировать свою оригинальность, подвесив картину под потолок. Важно, чтобы и произведению, и зрителю было в музее комфортно. Хорошая экспозиция должна позволять посетителю интуитивно следовать кураторской мысли, задумкам автора проекта, даже если он ходит без путеводителя и аудиогида. Как правило, центр произведения должен находиться на 155 сантиметрах от пола, на уровне глаз. 

Эти и другие вопросы нам помогают решать очень полезные книги по музейному делу, изданные в американском издательстве AltaMira Press. Настойчиво рекомендую начать с «Manual of Museum Planning» под редакцией Barry Lord и Gail Lord. Ну и ходите на выставки. И не только на художественные.