Leonid Gavrilyuk
июнь 2015.
6021

Почему искусство Средневековья выглядит таким примитивным?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
15
4 ответа
Поделиться

В музее Metropolitan в Нью-Йорке есть замечательная икона, на которой изображены Мадонна с младенцем, и на груди ее висит образок с изображением взрослого Христа. Так вот, в то время как образок выписан с дотошным натурализмом и в достаточно малом размере, оголённая грудь Девы Марии растёт у неё из плеча.

Художники всегда, на протяжении всей истории, умели делать реалистично — взгляните на мускулатуру животных в наскальной живописи. Если неандертальцы могли изобразить профиль бизона со всей присущей реалистичностью на потолке пещеры при свете факела, то глупо было бы утверждать, что в другой удаленный момент истории, при развитой передаче культурной традиции, продовольственном избытке и с превосходными инструментами, во всей Европе не нашлось человека, способного сделать так же.

Просто большую часть истории художники выбирали делать иначе. Это доказывают бесчисленные примеры, когда в один и тот же период в одной и той же среде часть произведений делались натуралистично, и часть намеренно стилизованно, в зависимости от контекста: раз уж вопрос о Средневевовье, сравните изображение татрархии при Диоклетиане и бюст самого Диоклетиана.

Поэтому вопрос о примитивности искусства Средневековья – это не проблема Средневековья. Это проблема стереотипов, которые были выдуманы в 18-м веке, и унаследованы современным человеком в темноте и неразборчивости его.

Средние века не были культурной ямой, в ходе которой все население Европы, тридцать миллионов человек, не только решили забыть, как рисовать, но и потеряли способность сравнивать нарисованное с натурой. Истории известны периоды больших потрясений и утраты инфраструктуры – но это не подразумевает, что когнитивный уровень населения падает до неспособности к искусству. В Греции когда-то было так плохо, что там даже забыли, как правильно обжигать горшки – это не помешало им в это же время сложить "Илиаду" и "Одиссею".

Просто искусство античности, искусство Средневековья и искусство Эпохи Возрождения занимались принципиально разными вещами. Для человека Средневековья реальность была символична — все предметы и все явления имели ценность не своими мирскими качествами, а качествами горними, своей недвижимой сутью — которую нельзя изобразить, на которую можно только указать. Это главенство духовного над мирским отражалось и в главенстве символического над натуралистичным. Символическое было лучше, точнее, правильнее, реалистичнее. Если бы вы спросили художника Средневековья, почему он изображает не так, как оно есть, он ответил бы, что изображает именно так, как оно есть.

Отчасти это христианская тема, отчасти наследие платонизма. Отчасти просто склонность искусства к стилизации, поскольку так искусство работает.

Именно поэтому как в живописи, так и в архитектуре большой акцент часто ставился на второстепенных элементах оформления: вязи, арабесках, каллиграфии и т.д. Если взглянуть на средневековые манускрипты вроде Келлской Книги, едва ли можно их обвинить в халтуре: буквицы и вязь могут быть выписаны с невероятной сложностью, и как правило требовали работы нескольких мастеров, и это не считая каллиграфов – когда же дело доходит до изображения человека, важно было только обозначить, кто этот человек, и чем он важен, но не придавать ему документальное сходство.

Короля достаточно обозначить короной. Даже самый важный король это один из десятков королей до него и десятков королей после. Ничто кроме короны его не определяет. Так зачем ему быть натуралистичным?

Кроме того, помимо ненужности натурализма, в дело иногда вступала и неуместность. Почему, собственно, мы не должны воспринимать натурализм как высокомерие индивидуального взгляда, считающего, что он все выяснил? Взгляд не может видеть неискаженно, искажение заложено в сам принцип линейной перспективы. Восточная живопись являет прекрасный пример владения линейной перспективой, но предпочтение аксонометрической из идеологических соображений: потому что стол не укорачивается вдали от вас только потому, что вам так видно.

Иными словами, искусство никогда не кидается на реализм только потому, что он вдруг оказывается доступен. Он доступен всегда. Его развитие упирается в давления всей остальной культуры, и когда нужно, художники безо всяких проблем овладевают им в пределах одного поколения – что в греческой скульптуре, что в Европе, что в том же Китае. В остальное время художники занимаются чем-то другим. 

В Европе это было символическое описание мира, где вещи состоят относительно друг друга не по оптическим, а по внутренним качествам. Для своего времени это и был реализм.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
67
-7

Интересно было бы взглянуть на эту икону, которую Вы упомянули в начале. Как она называется?

+7
Ответить

Надо сходить глянуть, если что, потом добавлю в ответ. Но это только один пример, таких вещей много.

+1
Ответить

Вы так и не сходили за названием? Все же, было бы интересно ознакомиться с этой иконой.

0
Ответить
Ещё 4 комментария

Единственное, что я смогла найти... Оно что ли?

0
Ответить

Не помню точно, но похожа.

0
Ответить

"замечательная икона, на которой изображены Мадонна с младенцем, и на груди ее висит образок с изображением взрослого Христа"

Мне одному кажется, что это абсурд? Напомнило историю (выдуманную скорее всего) про забракованную картину на которой Ленин принимает какой-то военный парад на красной площади с трибуны мавзолея. Собственного.

0
Ответить

Обычное дело для Средневековья. Это не документалистика

0
Ответить
Прокомментировать

Вы удивитесь, но книжными миниатюрами (которые также бывают офигенно техничными) средневековое искусство не ограничено. Витражи, буквицы, фрески, церковная утварь и пластический декор были на высоте. Я молчу про зодчество и декор дорогого оружия. Многие вещи, которые делали тогда, сегодня повторить не представляется возможным.

Поищите в Гугле ранние нормандские мечи — там один из первых в выдаче сделан настолько тонко и замысловато, что с него не могут сделать полноценную реплику. Уже него навершие собрано из нескольких деталей, которые образуют полость, залитую свинцом для идеального баланса. Всё это роскошно украшено насечками, травлением и аппликацией. И это где-то 9-11 века, чтобы вы понимали.

Артем Манульченкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
0
Прокомментировать

Дело в том, что все навыки и умения античных художников, после падения Римской Империи, были утрачены. Долгое время существовала традиция преемственности в ремесле. Греческие и египетские художники ( невероятные фаюмские портреты ) передавали своё мастерство римским художникам. Очень часто это делалось не по доброй воле - их превращали в рабов и продавали. В частности после падения Карфагена сотни местных художников и скульпторов были проданы в рабство и обслуживали богатые римские вилы. Но с 5-ого века нашей эры начались т.н. "тёмные века". Кончилось римское владычество и началось Великое Переселение Народов. Племена и целые народы, не сдерживаемые более римской администрацией, пришли в движение и отправились искать лучшие земли для проживания. Так начала формироваться современная Европа. Так из маленькой деревеньки Лютеция получился сегодняшний Париж. Но были и печальные последствия этого переселения. Учителя умирали не оставив учеников. Некому было передавать знания. Новая религия Христианство набирало силу и дело дошло до того, что только в монастырях были грамотные люди, а остальной европейский народ практически утратил письменность. В эти же века особую силу приобрели всяческие магические и эзотерические "науки", астрология, алхимия, колдовство, ведовство и другие гадания на кофейной гуще. Художники и скульпторы открывали все приёмы заново. Заново учились рисовать и смешивать краски, заново открывали законы перспективы и композиции, заново изучали анатомию и золотое сечение. Но вернутся к полному объёму античных знаний удалось только к 15 веку. Вот тогда-то и началось Возрождение! А пока, в Средневековьи, художники наполняли свои картины не очень умело выполненными тощими бесполыми существами, которые только отдалённо напоминали людей. Они просто по-другому не умели!

10
-11

Спасибо Вам огромное за ответ!

+1
Ответить

Это исторически неверно. Переход от натурализма к символизму начался за двести лет до падения Римской империи под коллективным влиянием всех остальных культур Средиземноморья, поскольку не отвечал задачам изображаемого. Самый знаменитый пример сего: https://en.wikipedia.org/wiki/Portrait_of_the_Four_Tetrarchs

Ничто при этом не мешало людям Средневековья создавать шедевры ненатуралистического искусства, как например Келлская книга.

+1
Ответить

Не говоря уже о том, что писать натуралистично прекрасно продолжали там, где традиции натурализма не прерывались:

Икона шестого века. Египетская. Она натуралистичная потому, что продолжает традицию фаюмских портретов. Спустя почти двести лет после падения ЗРИ. И это в Египте, который был под постоянной осадой.

+3
Ответить
Ещё 1 комментарий

Смешались люди и кони

0
Ответить
Прокомментировать

Потому что, представьте, люди не всегда умели рисовать реалистично. До нашей эры, в самом начале рисунки носили сакральный, обереговый характер (изображение животных для хорошей охоты, орнаменты для защиты от злых духов). Изображение людей, похожее на людей, ещё долго не было востребовано - в Египте были свои каноны, завязанные на религии, в Греции и Риме чаще использовались орнаменты, растительные и со стилизованными людьми (правда, здесь уже отлично развита была скульптура). Следующими значительными периодами в искусстве были византийский (где появляются христианство и иконы, каноничные изображения святых, оставшиеся неизменными до нашего времени, все внимание уделяется Богу, духовное развитие превыше бренного тела), романский и готический стили; во всех трёх люди изображались достаточно редко и так же "по-детски", как на иконах. Где-то здесь в конце появляется иконописец-реформатор, первый попытавшийся передать в иконе перспективу - это были предпосылки к развитию художественного мастерства. Ну а после наконец в Европе наступает эпоха Возрождения, "золотой век", период изучения и совершенствования всего подряд, взор вновь обращается на человека, его внешность и разум. Появляется множество художественных школ, где мастера собирают и упорядочивают теорию, полотна становятся все более реалистичными, создающиеся портреты больше не похожи на рисунки первоклассника.

1
-15

Прочитайте, пожалуйста, хотя бы этот текст или посмотрите мозаики Помпеи. 

http://arzamas.academy/materials/1058

Мой вопрос можно переформулировать как "Почему весь Древний Рим умели-умели — а потом в Средневековье как отрезало". То что умели рисовать реалистично — даже не тема для обсуждения.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить