Leonid Gavrilyuk
1 июля 01:13.
4208

Почему искусство Средневековья настолько примитивно?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
13
4 ответа
Поделиться

В музее Metropolitan в Нью-Йорке есть замечательная икона, на которой изображены Мадонна с младенцем, и на груди ее висит образок с изображением взрослого Христа. Так вот, образок выписан с дотошным натурализмом и в микроскопическом размере, как будто его писали иголкой. С одной стороны. С другой, на основной части иконы, оголённая грудь Девы Марии растёт у неё... из плеча.

Художники всегда, на протяжении всей истории, умели делать реалистично — взгляните на мускулатуру животных в наскальной живописи. Просто большую часть истории художники выбирали делать иначе. Средние века не были этакой культурной ямой, на протяжении которой люди не только внезапно решили забыть, как рисовать, но и потеряли способность сравнивать нарисованное с натурой — просто искусство античности, искусство Средневековья и искусство Эпохи Возрождения занимались принципиально разными вещами.

Для человека Средневековья реальность была символична — все предметы и все явления имели ценность не своими мирскими качествами, а качествами горними, своей недвижимой сутью — которую нельзя изобразить, на которую можно только указать. Это главенство духовного над мирским отражалось и в главенстве символического над натуралистичным. Если бы вы спросили художника Средневековья, почему его изображение не реалистично, он просто не понял бы, о чём речь. Если бы вы затем спросили его, почему он изображает не так, как оно есть, он ответил бы, что изображает именно так, как оно есть.

Отчасти, это христианская тема, да. Отчасти это долгое наследие платонизма. Отчасти просто склонность искусства к стилизации, поскольку так искусство работает.

Именно поэтому как в живописи, так и в архитектуре большой акцент часто ставился на второстепенных элементах оформления: вязи, арабесках, типографике и т.д. Если взглянуть на средневековые манускрипты вроде Келлской Книги, едва ли можно их обвинить в халтуре. Буквицы выписаны с невероятной сложностью, но когда дело доходит до изображения человека, важно было только обозначить, кто этот человек, и чем он важен, но не придавать ему документальное сходство. Это просто не нужно.

Кроме того, иногда это и не должно. Что именно мы делаем, когда пишем реалистично? Это переложение реальности, человека, предмета, дома — тленных, в сущности, вещей, которые мы всё равно не можем передать как они есть, потому что не можем их даже неискаженно увидеть. Человеку этого не дано, и не человеческое это дело. Так что не имеет смысла бороться с неполнотой восприятия, но можно передавать реальность символически, иносказательно.

И для тех художников этот метод символического описания, где вещи состоят относительно друг друга не по оптическим, а по внутренним, божественным качествам — это и был реализм.

Это был единственный реализм.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Дело в том, что все навыки и умения античных художников, после падения Римской Империи, были утрачены. Долгое время существовала традиция преемственности в ремесле. Греческие и египетские художники ( невероятные фаюмские портреты ) передавали своё мастерство римским художникам. Очень часто это делалось не по доброй воле - их превращали в рабов и продавали. В частности после падения Карфагена сотни местных художников и скульпторов были проданы в рабство и обслуживали богатые римские вилы. Но с 5-ого века нашей эры начались т.н. "тёмные века". Кончилось римское владычество и началось Великое Переселение Народов. Племена и целые народы, не сдерживаемые более римской администрацией, пришли в движение и отправились искать лучшие земли для проживания. Так начала формироваться современная Европа. Так из маленькой деревеньки Лютеция получился сегодняшний Париж. Но были и печальные последствия этого переселения. Учителя умирали не оставив учеников. Некому было передавать знания. Новая религия Христианство набирало силу и дело дошло до того, что только в монастырях были грамотные люди, а остальной европейский народ практически утратил письменность. В эти же века особую силу приобрели всяческие магические и эзотерические "науки", астрология, алхимия, колдовство, ведовство и другие гадания на кофейной гуще. Художники и скульпторы открывали все приёмы заново. Заново учились рисовать и смешивать краски, заново открывали законы перспективы и композиции, заново изучали анатомию и золотое сечение. Но вернутся к полному объёму античных знаний удалось только к 15 веку. Вот тогда-то и началось Возрождение! А пока, в Средневековьи, художники наполняли свои картины не очень умело выполненными тощими бесполыми существами, которые только отдалённо напоминали людей. Они просто по-другому не умели!

Вы удивитесь, но книжными миниатюрами (которые также бывают офигенно техничными) средневековое искусство не ограничено. Витражи, буквицы, фрески, церковная утварь и пластический декор были на высоте. Я молчу про зодчество и декор дорогого оружия. Многие вещи, которые делали тогда, сегодня повторить не представляется возможным.

Поищите в Гугле ранние нормандские мечи — там один из первых в выдаче сделан настолько тонко и замысловато, что с него не могут сделать полноценную реплику. Уже него навершие собрано из нескольких деталей, которые образуют полость, залитую свинцом для идеального баланса. Всё это роскошно украшено насечками, травлением и аппликацией. И это где-то 9-11 века, чтобы вы понимали. 

Показать ещё 1 ответ
Ответить