Гелла Самойленко
сентябрь 2016.
202

По какому принципу попадают в учебники и мировую историю? Ведь не потому же что некая субъективная группа критиков внушила большинству, что "Имярек - великий".

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться

Насчет истории трудно сказать, а вот об учебниках литературы...
Начнем с того, что во все времена с тех самых пор, как литература стала частью образования в России, основным ориентиром была классика - некие образцы словесного искусства. Долгое время, положим, не изучался тот же Пушкин, который сегодня "наше всё", что весьма спорно, надо сказать. 

Определяющим является литературоведческая наука - она расставляет приоритеты, определяет величины "первого ряда", "второго" и так далее по убывающей. Как правило, единицами "первой величины" становятся авторы, которые совершили какое-либо литературное открытие, внесли в русскую литературу то, чего не было прежде и что дало импульс к ее дальнейшему развитию. Для литературоведов это очевидно, так как они знакомы с последователями и дальнейшим развитием той или иной литературной новации. Разумеется, есть достаточно четко определенный перечень авторов, которые сыграли в огромную роль в развитии литературы: чуть ближе к пониманию этого оказываются студенты филологического направления.

Но для школьников... Им остается поверить на слово: Пушкин создал русский литературный язык, Гоголь аккумулировал в своем творчестве фольклорное сознание романтизма и его тяготение к истории. Хорошо, но кто пойдет дальше? Прикоснется к допушинской литературе или творчеству других романтиков, а у них есть что почитать. Получается, что школьники получают только "сливки": узнают о главных именах и читают знаковые произведения. Плохо ли это? Совсем нет: представление, скажем, о Толстом и Шолохове должно быть у каждого культурного человека. Но есть одно но, и оно огромно.

Главная задача литературного образования? Воспитать читателя! А как пробудить интерес к чтению, если та литература, которой напичканы учебники средней школы, особенно классов 5-6, не то что неинтересна в виду того, что не отражает реалии нынешней жизни, - сам язык ее непонятен. Читать русскую литературу, которая написана, по существу, на иностранном языке, и к любому такому тексту нужен пространнейший комментарий, иначе он "не зайдет". Фабулу бы уловить - уже успех. 

Давно в методике стоит этот вопрос: что первично - познакомить детей с приёмами, направлениями, поэтикой или же дать возможность получить удовольствие от текста? От Шолохова вы удовольствия не получите, от "Заколдованного места" Гоголя в пятом классе пожмете плечами и попросите учителя объяснить, а что это было? По сути, список текстов в современной концепции литературного образования - канон, который не пересматривается, как и подходы к текстам внутри него. Гончаров уже не объяснит нам "Горе от ума" - есть много более адекватных критических высказываний. Но главное, что должен вынести ученик с урока литературы: что хотел сказать автор? Честно? А он уже сказал всё, что хотел. Не надо ему помогать и впихивать в голову детей "правильную" интерпретацию текста.

Для чего же это делается? Нам нужно воспитать патриотичных граждан, которые примут на веру вопросы и о величии того или иного человека, и все, что бы ни было им сказано. Глубокое представление о моральных ценностях, о том, как надо, а как не надо. Вот миссия учителя, данная ему государством. При этом задача воспитания читателя на это никак не ложится. Да, хочется читать интересное, идти за интересами детей, но им ни пьяные малороссы, ни самовлюбленные аристократы, ни казаки с их страстями - не интересны. Придет время - умный человек возьмет в руки Толстого и Достоевского и поймет их, но школа, в сущности, отбивает желание и в первый-то раз открывать такие книги, какая бы классика это ни была. 

В итоге - жертвуем: теряем заинтересованность во имя знакомства с неким "каноном", как правильно вы сформулировали в своем вопросе, во многом, навязанным. Изучаем тех, кого "надо знать". А уж кто может поручиться за это "надо", остается только гадать.

1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью