Евгений Щербаков
сентябрь 2016.
4814

Тексты каких отечественных музыкантов являются не просто набором слов, а цельной философией со своими принципами и проблемами?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
17
6 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Дадим два условия, которым эти тексты должны удовлетворять:

  1. Мировидение присутствует в авторе, его можно назвать полным и цельным.

  2. Мировидение присутствует в тексте, и текст является его основным носителем.

Так вот, на мой узкий, грешный, пристрастный взгляд, обоим условиям соответствуют только три фигуры: это Егор Летов, Александр Башлачёв и Леонид Фёдоров.

Башлачёв практически сразу работал изнутри совершенно определённого взгляда на вещи, включавшего и язык, и систему ценностей, и историческую память, и модель взаимоотношения между людьми. 

Летов, пусть и имел два десятка вариаций своего мировидения, но все они, от апофатических ранних, до праздничных поздних, связаны органично и непротиворечиво. Ну и что он работает внутри них — это, я думаю, очевидно.

Проекты Фёдорова — даром, что сам он текстов не пишет — все принадлежат литературной традиции раннего поэтического авангарда, так что их связь предопределена заранее, и несёт в себе огромный культурный багаж.

Остальные — даже горячо любимые Янка, БГ, Шевчук, Кормильцев, Цой и другие, несмотря на очевидную нацеленность своих текстов, или не имеют настолько же проработанного мировидения, или их тексты просто занимаются другими вещами.

К примеру, Янка, при всей своей герметичности, описывает не мировидение, а внешние явления и систему реакций. Мировидение могло бы начаться позже, но Янка до этого просто не дожила — к счастью, оставшимся текстам всего этого и не нужно.

Мировидение БГ, каким бы всеобъемлющим оно не было, не сильно проявляется в самих текстах — тексты просто воплощают хорошо звучащие решения, но функция носительства там была только в самом начале, когда мировидение было ещё достаточно инстинктивным.

У многих, как у Кормильцева, просто отсутствует последовательность. Даже тексты одного времени никак особо друг с другом не связаны.

У других, вроде Кинчева или Калугина, смущает то, что мировидение их, в сущности, заимствовано, и в нём отсутствует какая-то собственность.

Многие, как Цой, очень точны, но очень неглубоки. Многие, как Шевчук, просто слишком лиричны.

И так далее.

Впрочем, есть ещё исполнители за гранью добра и зла — вроде Александра Подорожного, чьё мировидение проработано даже слишком, и тексты пытаются нести его явно и недвусмысленно — но в этом мировидении, как бы так сказать, смущает явный накал шизы, который не позволяет относиться к ним с необходимой долей серьёзности.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
29

Странно, для меня никогда не была очевидной шедевральность песен Цоя.

+3
Ответить

Они хорошо заточены под то, что они должны делать, и какой эффект производить. Как бы, идеальный чайник никогда не пытается быть микроволновкой. )

+1
Ответить

а вы слушали Щербакова Михаила, не считаете его четвертым? 

0
Ответить
Ещё 6 комментариев

Слушал, конечно, и много кого из наших бардов я люблю и слушаю по настроению, но я не вижу ни у кого из них ни такой степени проработанности мировидения, ни серьёзного воплощения оного в самом тексте. Оно может быть очень хорошо сделано для собственных задач, но не дальше.

+1
Ответить

Пришлось подумать. Могу так попробовать сформулировать: тексты Щербакова очень профессионально написаны, и их сделанность часто вводит в заблуждение, что под ними скрывается проработанный взгляд. Просто проработанный взгляд выглядит иначе.

+1
Ответить

>>> но я не вижу ни у кого из них ни такой степени проработанности мировидения, ни серьёзного воплощения оного в самом тексте

Бачурин!

0
Ответить

Однозначно это Андрей Лысиков, в народе дельфин, лучший поэт современной России, его последний альбом просто шедеврален. На этом же уровне можно поставить Кормильцева, но его уже нет с нами к сожалению.

0
Ответить

А что, нельзя просто любить стихи Дельфина без "лучшего поэта современной России"? Во-первых, это очевидный неадекват: вы не читали всех поэтов современной России, не надо. Во-вторых, это звание тут просто нахрен не нужно: любить стихи Дельфина разрешается даже если бы он был последним графоманом. 

0
Ответить

Вопрос как поставлен? Какие тексты современных музыкантов? Вот как примеры указаны Андрей Лысиков и Кормильцев, так как они имеют прямое отношение к музыке, и вы тоже не читали всех поэтов современной России, но разговор идёт про музыкантов, это я и имел ввиду, именно для меня сейчас Андрей лучший поэт современной России, и тем более в музыке, это мое мнение и я его не навязывают, сам занимаюсь музыкой и много ее слушаю, тут пишут Летов,Цой, но эти люди уже не с нами, это наша история, разговор идёт про настоящее; и я не даю звание, я обьясняю свою точку зрения в поставленном вопросе, для кого-то это может быть другой человек: Самойлов или Высоцкий, Окуджава или Оксимирон, и вот кто это не понимает и есть полный неадекват.

0
Ответить
Прокомментировать

Окромя бардов и лириков, имена которых на слуху у большинства, хочу упомянуть не всем известного представителя русского рэпа - Луперкаля.

Тексты песен Луперкаля с уверенностью можно отнести к литературе опечаленных и потерявших, отсюда - частое упомимание сцен расставания, разлуки, странствий литературного героя. Это, можно сказать, своеобразная поэтика сожаления.

Кроме всего прочего, Луперкаль достаточно умело использует нетривиальные средства художественной выразительности. Так, в своём треке "Дом тысячи сквозняков" он поднимает проблему "детей постперестройки", первым куплетом делая описательный кульбит, вторым куплетом приглашенный исполнитель  предоставляет на суд слушателей конкретные действия.

Советую начать с альбома "Роспечаль" и плавно перейти к "Дому тысячи сквозняков".

9
Прокомментировать

ДДТ и Юрий Юлианович Шевчук. Свобода, мир и любовь. Вот уже 35 лет!!! И на сегодня команда собирает многотысячные площадки во всех уголках России и мира, на которые приходят все возрастные аудитории, включая и молодёжь. 

0
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить