Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему отвратительные вещи в фильме "Бивень" доставляют удовольствие?

ПсихологияКино
Яустал Яухожу
  · 1,0 K
Первый
Студент, известный эстрадный певец  · 27 сент 2016

Фильм "Бивень", на мой взгляд, вообще стоит особняком среди всех фильмов ужасов. Почему-то почти никто не заметил, но в этой ленте Кевин Смит проводил невиданные доселе эксперименты. Ни для кого не секрет, что сейчас жанр фильмов ужасов находится в стадии затяжной стагнации. Современные киноделы в нише хоррор-муви не ставят перед собой былых сверх задач. Канули в лету режиссеры, оперирующие бессознательными страхами современных людей, создающие особую атмосферу. Постмодернистские заигрывания с жанровыми клише, как в Фильме "Крик" - тоже успели себя изжить. Голливудские поделки, состоящие из скримеров и идиотского сюжета, не способны спасти от этой кинематографической засухи. Фильмы ужасов скорее стали похожи на какой-то дурацкий клип с мрачной музыкой и расчлененкой. В общем, ничего интересного. Тут очень важно понимать контекст, потому что именно вот в эти темные времена Кевин Смит решил отойти от более привычного ему комедийного жанра и вошел в мир хоррора, сперва со своим замечательным "Red state", а в 2014 году - с "Бивнем".

Многие комментаторы обвиняли "Бивень" в крайне тупом, дебелом юморе. И были абсолютно правы! С одной стороны, юмор "Бивня" мог напомнить более ранние комедийные работы Смита и «Вселенную View Askew», с другой стороны, он явно отличался от него совсем уж гипертрофированной пошлостью и примитивностью. То есть вполне очевидно, что любой человек, уже успевший окончить пятый класс, находясь в здравом уме и твердой памяти, не стал бы испытывать при просмотре "комедийных" моментов ничего, кроме неудобства. По моему глубокому убеждению, это состояние неловкости, испанского стыда, в котором фильм до определенного момента держит зрителя - хитрый замысел режиссера. Я не совсем представляю как это работает, но когда человек находится в таком вот состоянии неловкости из-за каких-то третьих лиц, у него обостряется восприятие и его легче спровоцировать на эмоции. К подобным приемам в своих стендапах прибегает Стюарт Ли, который похожим образом троллит  зрителя, а потом может с легкостью вызвать смех даже пустой банальностью. Пусть это будет смех скорее нервный, несколько другой природы и добытый коллатеральным путем, он все равно есть, а понятие читерства в стендапе не существует. То же самое и с этим фильмом. Этот жирный закос под под старые Смитовские комедии и их перебор на крайне идиотский лад задают фильму особую интонацию, при которой дикие и отвратительные вещи, показанные впоследствии, мной лично воспринимались явно более остро, чем при гипотетическом отсутствии этого контекста. Испанский стыд вперемешку с волнением и брезгливым отвращение дают совершенно особый эмоциональный коктейль. В этом и есть принципиально новый подход к жанру. Вызывать эмоции у зрителя не используя скримеры, не заигрывая с его бессознательными страхами и не заставляя его ассоциировать себя с героями, а идти таким очень хитрым путем введения зрителя в заблуждение и неудобство. Крайне тонкая игра, на самом деле. 

У разных зрителей реакция может быть самой разной. Поэтому если отвратительные вещи доставляют тебе удовольствие именно в фильме "Бивень", то ключ к разгадке лежит именно в вышеописанных Смитовских приемах. Возможно, многим эти "отвратительные вещи" кажутся глотком свежего воздуха после ужасного "комедийного" сеттинга. После такого может возникнуть много самых разных эмоций, от волнения до психологического удовлетворения. В конце-концов, разделываются там тоже не с самым приятным персонажем. И даже отрезанная нога, если вспомнить его шутки, весьма символична.  Помимо всего прочего, здесь может иметь место перенос своего внутреннего раздражения от фильма на мучимого главного героя, что позволяет отвести душу, я думаю.