Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какая причина краха доткомов?

Бизнес и менеджментИнтернетБизнес
Лев Науменко
  · 347
Сотрудник группы компаний ФИНАМ  · 26 сент 2016

Причиной краха доткомов стала массовая паника среди биржевых игроков (можно ласково назвать их инвесторами), которые обнаружили первые признаки того, что интернет-компании (компании "новой экономики"), акции которых эти игроки приобрели, не достигнут тех показателей, которые закладывались в расчёт стоимости акций.

В конце 90-х рыночная капитализация компании Yahoo! составляла порядка 130 миллиардов долларов и превышала таковую Боинга и прочих монстров традиционной экономики. Сегодня она втрое ниже - 40 млрд. долл.

Помню, как модератор списка рассылки по интернет-маркетингу, на который я был подписан тогда, не выдержал и написал, мол в прежние годы я работал брокером, и такие коэффициенты (например, столь высокое  отношение капитализации к компании к её выручке) - немыслимы! Так не может продолжаться! 

Иногда случались практически откровенные махинации на волне золотой лихорадки, так, например, менеджмент вздул курс акций рыболовецкой компании Zapata, объявив, что та создаст интернет-портал для конкуренции с Yahoo! Но покупатели на это не реагировали и продолжали сметать акциии доткомов.

А ведь в те времена ещё не работала даже контекстная реклама! Весь заработок доткомов обеспечивали баннеры. И этими баннерами они, в основном, менялись по бартеру. Рекламный инвентарь Yahoo! продавался лишь на 15% - остальное меняли по бартеру или использовали для раскрутки собственных проектов.

Массовый инвестор отнюдь не был готов ждать десять лет, пока интернет-экономика накопит достаточную массу, чтобы оправдать такую капитализацию. Каждый хотел подождать полгодика, пока придёт следующий Большой Дурак, чтобы сбросить свои акции. Когда стало ясно, что через полгодика не получится - массовый инвестор начал избавляться от акций доткомов.

С другой стороны, именно после этого краха Юрий Лопатинский приобрёл Рамблер, а Юрий Мильнер - будущий Mail.Ru Group. Эти инвесторы были готовы ждать десять лет (конечно, они не просто ждали, а активно действовали), и в итоге сказочно заработали.