Катя Чупаева
сентябрь 2016.
3281

Для кого писали свои труды древние философы?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
4 ответа
Поделиться

Это для нас они Философы, Классики, авторы нудной тягомотины, написанной архаичным языком. А для современников они были коучами тренингов личностного роста, которые были обязательными для всех свободных юношей и заменяли им среднюю школу. Лекции и семинары (монологи и диалоги) проводились в виде бесед во время прогулок во дворах храмов и чередовались с обязательными гимнастическими упражнениями и совместными трапезами. Философы конкурировали между собой, бесконечно цапались на площадях и писали оскорбительные каменты на посты друг друга. Естественно, они при этом писали длинные посты-простыни с описанием своих идей и меньшие по размеру посты-ответы противникам. У самого захудалого философа в римской провинции отбоя не было от желающих постигнуть "науку жизни", как занятия философией и назывались в то время. За право пригласить Зенона Китийского или Аристотеля к себе пожить дрались цари. Для них это и писалось: для богатых клиентов, для других философов, для учеников в школе, для саморекламы, для самих себя, чтобы оформить "набело" сложившиеся в голове мысли.

58

От души плюсую 😉 Однако, боюсь, что  значительная часть прочитающих это молодых людей, вместо (-е с) ответа-конфеты будет серьезно жевать иронический фантик Вашего стеба 😁 

-1
Ответить

Андрей, конечно, я вот прочел и подумал, что они там действительно простыни в микроблоге писали, и просили запилить им стену - все подростки ведь идиоты. Вам не кажется, что у вас несколько стереотипные взгляды на других людей?

+14
Ответить

Андрей, искреннее спасибо за внимание к моему скромному комменту :) и разъяснение за что минусуете: абсолютное большинство минусов моим ответам - немые и анонимные.

Мне не кажется, что у меня стереотипные взгляды на других людей

-1
Ответить
Ещё 3 комментария

Держите плюс, чтобы вы видели, что не я минусовал)

Минус был чуть загодя до моего комментария. Просто ваш комментарий выглядел чуть в духе "...я Д'Артаньян "

+3
Ответить

Спасибо, тезка. К сожалению, при переходе на планшет мой ответ разорвался и вторая бОльшая часть, поясняющая тему стереотипов, "улетела". Коротко: про стереотипы не кажется, потому что так оно и есть. И я, и Вы, и всякий человек мыслит стереотипами (образцами, привычками) там, где условиями задачи не требуется конретное, индивидуальное суждение. Вопрос в том, делаем ли мы это сознавая основания, необходимость и пределы употребимости таких стереотипов, или наивно - самим себе и другим - выдаем эффект таких стереотипов за результат собственного размышления. Лучше - сознавать...

Успехов! 

+1
Ответить

Только глупый человек будет считать «Философию» - нудной тягомотиной, так что сам ответ и аналогия в нём - являются глупейшими...

Если бы это были т.н. «тренинги личностного роста», не было бы ни одной современной науки, маня.

+1
Ответить
Прокомментировать

Смотря кто. Если мы будем говорить о действительно философах, вроде Платона и Аристотеля, или там, скажем, Зеноне - то они писали просто потому, что не могли не писать. Их могли одобрять (или не одобрять) великие / знатные / богатые современники, а могли и нет. Известно, что тот же Зенон Китийский, основатель стоицизма, весьма сторонился людей. Когда его обступали люди, жаждавшие услышать суть его бесед, то он в весьма грубой форме отгонял их от себя и даже сидел обычно на краю скамьи, чтобы хоть с одного боку у него не было соседа. Здесь важно понимать, что эти люди, по их мнению, соприкасались с благом. Некоторые из них и вовсе не писали, как, например, великий Сократ, для которого важнее было, простояв весь день на одном месте, что-то уяснить для самого себя, чем настрочить какое-то произведение, которое бы его прославило. В этом смысле показательно произведение, хотя и позднее, Марка Аврелия. Это личные записи, обращенные «к самому себе». Совсем другое дело - крикуны, записавшиеся в философы. Таких Музоний называл «достойными денег» (т.е. побирушками, достойными того, чтобы их «уважить» ничего не значащим для истинного мудреца материальными благами), а Герод Аттик говорил, что видит только плащи и бороды, но не видит в них философов. Такие, конечно, решались на самые разные эффектные выходки и могли строчить произведения только для того, чтобы прославиться и снискать себе имя. Кальвизий Тавр очень удачно описываал это состояние «философов»: они бегут к порогу богатых юношей, ожидая похмельного пробуждения своих учеников с тем, чтобы учить их жизни за плату. 

Если говорить об Аристотеле, то до нас не дошел полный корпус его сочинений. Большая часть имеющихся в нашем распоряжении произведений Аристотеля - акроаматические, т.е. обращенные к ученикам. По сути дела, это руководства. Неслучайно в «Физике» и «Метафизике» он рассматривает мнения многих философов прошлого - это своего рода «историография вопроса», чтобы было удобнее изучать предмет, опираясь на уже существующий фундамент мнений. Так что целевая аудитория весьма узкая. Более того, у Аристотеля было особое, «тайное», учение, которое не предавалось широкой огласке. Когда Аристотель обнародовал что-то из этих лекций, то получил грозное письмо своего самого знаменитого ученика, Александра Македонского, который совершенно откровенно писал о недопустимости публикации этих «возвышенных идей». В ответ на это Аристотель заметил, что такие сочинения доступны только людям с высоким уровнем образования и особой подготовкой. Так что снова не идет речи ни о популярности у широкого круга читателей, ни о стремлении выделиться.

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
19
Прокомментировать

Философы писали по разным мотивам и для разных аудиторий. 

Рождение практики записывания - конкретно, переход от Сократа (который ничего не писал, только разговаривал с людьми на улице, и вообще письмо не одобрял) к Платону, который написал уйму букв, - это вообще был важный переломный момент в истории философии.

Изначально греческие философы "писателями" не были, они были учителями, преподавателями - например, известно, что многие тексты Платона и Аристотеля, которые мы сейчас считаем "их произведениями", на самом деле изначально представляли собой заметки, которые они делали для себя (готовясь к лекциям), или вовсе ученические конспекты (кстати, эта практика жива и по сей день: многие важные произведения крупных философов (Витгенштейн, Фуко, Хайдеггер) - это опубликованные студентами конспекты лекций). Так что их аудиторией были их ученики - как правило, молодые обеспеченные граждане, для которых занятия философией были частью комплексного образования - морального, политического, научного и риторического (философы, помимо прочего, учили складно говорить, а потом и писать).

С другой стороны, у многих философских "трактатов" есть конкретные адресаты: это бывали просто рандомные люди ("Письма к Луцилию" Сенеки, например, это буквально его переписка с другом), ученики ("Мысли о воспитании" Джона Локка - это фактически учебник, написанный им для своего подопечного), политики. Такие тексты вообще попадали в поле зрения широкой публики только по стечению обстоятельств: изначально они писались в расчете на интересы и компетенцию одного конкретного адресата. 

Многие тексты писались с весьма прагматическими целями. Например, "Государь": Никколо Макиавелли занимал во Флорентийской республике должность политического советника и посла, а когда к власти пришел Лоренцо Медичи, Макиавелли оказался в опале под домашним арестом. Вот Макиавелли и написал "Государя" в подарок Лоренцо - в расчете, разумеется, на то, что Медичи впечатлится его знаниями и возьмет его к себе на работу. То есть это было практически резюме (и, кстати, неудачное: на работу Макиавелли так и не взяли). 

Некоторые философские тексты писались просто за заказ: например, Рене Декарт работал на королеву Швеции Кристину, она заказала ему трактат о природе эмоций - Декарт и написал "Страсти души"

Многие философские тексты, особенно средневековые, представляют собой диссертации. То есть их "целевой аудиторией" были исключительно те люди, которые принимали участие в защите этой самой диссертации (тогда не было диссертационных советов, защиты были открытыми). Диссертация была путем к получению церковной или университетской должности. Это и сейчас работает: одна из самых известных диссертаций - "Логико-философский трактат" Людвига Витгенштейна. 

Ну и вообще, со времен Средневековья тексты были основным способом общения в научном сообществе (как, собственно, и сейчас): хочешь с кем-нибудь поспорить, доказать свою точку зрения, продвинуть свою теорию - пиши трактат и отправляй оппоненту. Если хочешь, чтобы тебя взяли на работу (преподавателем, например, или госчиновником) - пиши трактат и отправляй потенциальному работодателю. Так что в большинстве случаев философы писали либо для других философов, либо для очень конкретных избранных читателей. Такое явление как распространение философских текстов среди широкой публики - явление относительно новое.

17
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить