Как правильно анализировать литературные произведения, чтобы запомнить и обсуждать их?

22919
2
0
21 сентября
15:13
сентябрь
2016

Самое главное, что вы должны понять и вынести для себя - это то, ради чего было создано произведение, т.е. его идея и глубинный смысл. Что хотел сказать автор своим произведением? Каково решение затронутой в произведении проблемы или указание пути, которым она может решаться?

Литератор раскрывает самые важные идеи через своих героев. Достаточно понаблюдать за их поведением, взаимоотношениями с другими персонажами, и многое становится понятным. Приближайте образы героев к себе - и вы начнёте постигать их сущность. Оценивайте их по монологам и диалогам, привычкам, поступкам и действиям, и наконец - по общей ситуации, в которой они находятся.

Чтобы лучше понять текст, нужно выделять в нём ключевые моменты, вокруг которых концентрируется остальная информация.

А теперь общая схема анализа произведения, которая поможет лучше понять его суть, чтобы впоследствии можно было свободно дискутировать о нём:

1. Нужно знать историю создания произведения:

• время его написания.

• события, происходившие в этот период времени.

• основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

2. Жанр произведения.

3. Смысл названия произведения.

4. От какого лица ведётся повествование?

5. Тема и идея произведения, его проблематика.

6. Сюжет.

7. Образы в произведении:

• персонажи (главные/второстепенные, положительные/отрицательные).

• особенности имён и фамилий персонажей.

• их поступки.

• детали, которые характеризуют персонажа.

• отношение к герою других персонажей.

• отношение автора к персонажам и как он его выражает.

8. Как выражена авторская позиция? Какая общественная проблема привела автора к созданию произведения?

Julia DanilushkinaОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
35
0
сентябрь
2016

По настоящему качественное литературное произведение, как и любое другое произведение искусства, это целостный комплекс, единство философских, этических, социальных, исторических, эстетических и пр. пр. вопросов (и очень редко - ответов), которые автор сформулировал на своём языке. Как только Вы начинаете раздёргивать это сплетение на отдельные части, оно рушится и перестаёт быть фактом искусства. Помните, пушкинские строчки - признание Сальери: "Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию..." Поэтому, такой вандализм, как "анализ", по своей инициативе лучше не совершать. А вот уметь вдумываться в текст, адекватно отрефлексировать его - абсолютно необходимо.

А если всё же от Вас это потребуют обстоятельства, то готовиться надо долго. Начиная с первого класса. Но в начальной школе Вас знакомят с текстами дидактическими, воспитывающими. Например: "Что такое хорошо и что такое плохо" Владимира Владимировича Маяковского. 

Лишь c 9-го класс начинают учить читать литературные тексты по-настоящему. А Вам надо приступить к такому чтению намного раньше. Хотя бы с "Капитанской дочки", "Дубровского", "Тараса Бульбы". Многим девочкам нравится Маша Троекурова. Но почему-то редкая девочка задумывается над тем: а почему Маша в финале сама отказывается от своего спасителя? А если бы задумались, то им намного понятнее стали бы и Татьяна Ларина, и Анна Каренина, и Катюша Маслова - весь тот нескончаемый ряд замечательных русских женщин с нелёгкой судьбой, о которых рассказывает классическая русская литература.

Конечно. начинать надо с понимания цели такого анализа. Если это экзаменационное сочинение, а скорее всего об этом и спрашивают, то нужно и работу свою подогнать под стандарты этого жанра. Но при этом нужно знать, что настоящая литература, а в школе изучаются именно такие книги, никак не не ограничивается такими понятиями как "тема" и "идея". Великие авторы не ставят себе цель "раскрыть глаза" своему читателю. Они, всматриваясь и вслушиваясь в жизнь, видят проблему и пытаются донести это видение до читателя. Именно об этом пишет М.Ю.Лермонтов во вступлении к "Герою нашего времени". Они сами не знают ответа или решения, но призывают и нас задуматься над тем или иным феноменом. Чаще всего именно в этом и состоит т.н. "авторская позиция". По крайней мере, в русской классической литературе XIX века. И если при своём анализе, помимо идейно-тематического и литературного содержания (композиция, язык, образная система и пр.) Вы сумеете показать свою, пусть ещё наивную, подростковую, но именно свою, рефлексию, то такая работа будет оценена достаточно высоко.

А в других ситуациях анализом лучше не увлекаться. Конечно, если Вы не литературовед. Но у литературоведов можно многому научиться. Почитайте, к примеру, книжку Бориса Михайловича Эйхенбаума "Как сделана «Шинель» Гоголя"  - это прекрасный пример профессионального прочтения художественного текста.  Логику и алгоритмику его вполне можно использовать и в своих работах.  

6
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта