Вячеслав Бабайцев
сентябрь 2016.
204

Почему ведьм часто изображают в широкополых шляпах с конусообразным верхом?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
1 ответ
Поделиться

Шляпа с высокой тульей и полями называется капотэн (англ. capotain); она была очень популярна в первой половине XVII веке в протестантских странах и сохранялась вплоть до XIX-го. В первой воловине XVII веке в северной Европе началась охота на ведьм и сложился соответствующий фольклор. Однако образ ведьмы в шляпе с высокой конусообразной тульей появился лишь в конце XIX века и источником для него послужили мрачноватые голландские портреты женщин в черных костюмах. До этого, например, на гравюрах, ведьм часто изображали с хвостами/ привлекательными и полуобнаженными девами/ с магическими предметами/ с демонами и чертями поблизости и т.д. То есть канонический образ сложился лишь в эпоху развитой книжной иллюстрации и комиксов.

Исторически ведьм обвиняли в наведении порчи, болезней, связях с нечистой силой, сооблазнении верных мужей и т .д. То есть это был пугающий образ, объясняющий происхождение болезней, неурожаев, потери богатства, семейного благополучия и т.д.

P.S. Капотэн можно увидеть, набрав в поисковике, например, запрос "Catherine Davenant" или "Anna Boudaen Courten". Только просьба не связывать образы этих женщин с колдовством и ведовством. Я же (чтобы не создавать неправильных ассоциаций) приведу здесь фрагмент знаменитой картины Яна де Брая «Регенты сиротского дома в Харлеме» (1663), где в капотэнах изображены мужчины. Точно такие же головные уборы носили и протестантские женщины, только поверх чепцов. 

Особенной любовью к капотэнам славились ранние квакеры, представляющие довольно радикальную ветвь протестантизма и уделяющие много внимания проповедям. Возможно, эта их активность вызывала у других настороженность и, как водится, желание донести кому надо кое-что важное. Позднее квакеры, не желавшие снимать шапки в присутственных местах, стали носить шляпы с очень низкой тульей (чтобы не заслонять никому обзор) и широкими полями.

Любопытно, что ходе религиозного противостояния XVII века высокая тулья на капотэне стала признаком принадлежности к протестантизму. Католики середины века таких шляп не носили.

Полагаю, что ходе Контрреформации существовал навет на протестантов. Плюс надо помнить, что женские капотэны в конце XIX века еще существовали в очень консервативных средах, в основном среди старшего поколения. Сумма всех этих факторов и породила образ ведьмы как на иллюстрации Артура Рэкема к сказке "Золушка"

14

Где-то на этом сайте был ответ, что это еврейский тип шляп. На средневековых картинках такое встречается.

0
Ответить

Ну, высоких шапок у европейцев было немало. Можно вспомнить, например, средневековый атур или польско-турецкий колпак. Но в реальности, я полагаю, высокую тулью капотэна не следует связывать с какими-то прототипами. История предметов одежды очень непрямолинейна, а сами модные предметы очень сильно зависят от временного контекста.

+2
Ответить
Прокомментировать
Ответить