Юрий Имптев
сентябрь 2016.
2651

В чем заключается индивидуальность человека?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
12
6 ответов
Поделиться

В книге нейрофизиолога-популяризатора Вилейанура Рамачандрана "Рождение разума", одна из глав ("Неврология — новая философия") целиком посвящёна этому вопросу. Вот две цитаты оттуда:

"Что же именно означает «Я»? Как выяснилось, его характеристика имеет пять составляющих:

-Непрерывность: ощущение неразрывной нитью тянется через весь наш опыт в сопровождении чувства настоящего, прошлого и будущего.

-Идея единства «Я». Каждый из нас ощущает себя как единое целое, как одного человека.

-Ощущение помещённости в наше тело.

-Обладание свободой воли. Я могу покачать своим пальцем, но не могу покачать своим носом или вашим пальцем.

-Осознание себя. Любой из этих аспектов может по-разному искажаться при заболеваниях мозга, и это дает основание считать, что «Я» включает в себя не одну, а многие составляющие. «Я» соединяет в себе различные феномены. Например, если я буду стимулировать вашу правую теменную кору с помощью электродов (когда вы в сознании и бодрствуете), вы моментально почувствуете, что парите под потолком, наблюдая собственное тело, лежащее внизу. Материальное воплощение — одно из аксиоматических оснований вашего «Я» — будет временно отменено. И это справедливо для всех аспектов «Я», перечисленных выше. Каждый из них может избирательно подвергаться воздействию при мозговых расстройствах."

"Наш мозг в целом представляет собой моделирующее устройство, которому необходимо создавать рабочие виртуальные имитации реального мира, в соответствии с которыми мы можем действовать. Внутри этих имитаций нам нужно создавать модели разума других людей, поскольку мы, будучи приматами, чрезвычайно социальные существа. Надо делать это таким образом, чтобы иметь возможность предвидеть их поведение. Более того, чтобы эта внутренняя имитация была законченной, она должна содержать не только модели разума других людей, но также и модель саму по себе, то есть ее постоянные атрибуты — что она может и не может делать. Вполне вероятно, что одна из этих способностей моделирования эволюционировала первой, а затем подготовила почву для второй. Или — как это часто происходит в эволюции — обе способности развивались совместно, обогащая друг друга."

3

Бред какой-то 

0
Ответить
Прокомментировать

С одной стороны это наши данные, с другой - наш опыт. 

Когда мы рождаемся, в нас уже заложены особенности нервной системы, которые делают нас (подчеркну) предрасположенными (но не более) к таким вещам как консерватизм или позитивное восприятие нового опыта, когнитивная простота или же сложность, вспыльчивость или уравновешенность и многие прочие параметры.

Случается и более радикальные случаи: врождённая патология лишает нас шанса на выбор, развивать предрасположенность или нет - она становится предначертанностью. Я говорю не только о генетике, но и о внутриутробных травмах и травмах при рождении - всё это оставляет неизгладимый след на нашей нервной системе.

Очень близко к этому примыкают травмы (включая органические поражения) в раннем возрасте, но уже после рождения. Чуть дальше - опыт, полученный в данном возрасте. 

Это особо важная часть для большинства психически здоровых людей, или максимум невротизированных - потому что до того мы говорили о сильно патологизирующих факторах. А детство есть у всех нас: полнота семьи и её благополучие, уровень внимания к ребёнку со стороны родителей, первые опыты социальных контактов, воспитание, друзья и знакомые. В общем всё, что связано с социальным окружением в период примерно до 20-ти лет. Пора особо активных экспериментов и пробы себя.

А потом уже идёт наш опыт на протяжении всей дальнейшей жизни, в которой тоже случаются важные события, и они меняют нас: рождение детей, смерть близких, переезд в другую страну (радикальная смена социального окружения) и т.п.

Наконец, есть и возрастные факторы: знаменитые кризисы среднего возраста и ригидизация психики в связи со старением.

2
Прокомментировать

Если смотреть с точки зрения описания атрибутов объекта, способных объяснить уникальность этого же объекта, то, по большей части, каждый из нас имеет себе эквивалент.

Однако, вместе с тем, единственное, на мой взгляд, что является уникальным в человек - это то, что мы не сможем увидеть или познать глубинной: некий протокол или набор знаний, умений, навыков, основанных на полученном опыте от воспоминаний. Разумеется, часто происходящие события с нами могут сходиться с аналогичными событиями у других людей, но их всегда разделяет то, как повлияло на события поведение, проявленное во время события, ввиду аспектов воспитания и прочих иных. Всегда разделяет и хронологическая их последовательность.

Нас разделяет то, от чего мы такие, какие сейчас, в данный момент времени.

1
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить