Denis Ostrovskiy
июнь 2015.
3053

Почему наши университетские учебные программы практически не адаптируют под современное время и современные технологии?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
19
5 ответов
Поделиться

Ответ на вопрос одновременно и прост, и сложен: эта проблема возникает из-за огромного дефицита в университетах грамотных преподавателей, которые бы владели современными методами и технологиями по направлениям профессиональной подготовки студентов. Теоретическая подготовка, которая обычно проходит на младших курсах бакалавриата, в университетах в целом поставлена неплохо. Содержание дисциплин достаточно устойчиво, апробировано в течение многих лет. А вот книжных знаний и навыков преподавателя, полученных 10-20-30 лет назад, для профессиональной "заточки" студентов на старших курсах бакалавриата и в магистратуре, особенно по новейшим направлениям – ИТ, телеком, биоинженерия, робототехника, новые материалы и многие другие – явно недостаточно. К тому же именно в этих областях все очень быстро меняется в результате технического прогресса. Настолько, что иногда то, что преподают на 2 курсе, может к пятому уже устареть. При этом "профи" из этих индустрий не пойдут работать на сегодняшние зарплаты в университетах. Сейчас преподавательские ставки таковы, что преподаватели вынуждены взвалить на себя максимальное количество часов обучения, чтобы зарабатывать на жизнь.

Отчасти озвучивания проблема решается с помощью базовый кафедр компаний (например, у Parallels есть своя базовая кафедра в МФТИ, это практикуют и другие ИТ-компании). Такова знаменитая «система Физтеха» (система образования в МФТИ), которая позволяет студентам с третьего курса погрузиться в практические занятия на базовых предприятиях (ведущих институтах РАН и предприятиях ВПК, крупных компаниях). В итоге к моменту выпуска студенты фактически имеют трехлетний опыт работы по своему направлению подготовки. Но это, к сожалению, достаточно редкая практика в России.

Образование традиционно в России и за рубежом является одной из наиболее консервативных сфер жизни и экономики. В учебные программы включаются лишь те теории и концепции, по поводу которых есть более-менее однозначное мнение в научном мире. А для его формирования нужно время.

Развитие науки и техники всё время ускоряется. В последние годы оно достигло таких темпов, что отставание образовательных программ стало заметно практически каждому. Несколько столетий назад теория гелиоцентризма оставалась инновационной для многих поколений обучающихся. Сейчас же нередки случаи когда школьники подтрунивают над учителями информатики, пытающимися обучить их тому, что давно стало нормой бытовой жизни.

Связано это ещё и с естественной разницей между возрастом активного обучения преподавателей и возрастом их преподавательской активности. Традиционная система образования ориентирована на обучение в возрасте до 20-25 лет. При этом средний возраст преподавателей в вузах может достигать 50 и больше лет.

Вот почему современные западные вузы стремятся привлечь на работу молодых преподавателей, уделяют такое внимание их постоянному повышению квалификации и научной деятельности.

Преподаватель, который не пишет научных работ и не следит новыми тенденциями в преподаваемой сфере быстро делает образовательный процесс скучным и малоэффективным.

Иван Щепанскийотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Было уже множество попыток актуализировать образование и внешне и содержательно: внедрить новые технологии и обновить материал. Дошло т до прямых директив и служебных писем МОН, но университетское образование, скажем, крайне неповоротливое и разобщённость, особенно в регионах. На местах кадры не слишком мотивированы исполнять эти решения, зачастую просто недостаточно компетентны, а часто на это и бюджета нет.

В итоге проблема решается индивидуально, где-то Parallels, где-то Яндекс, где-то Сколтех организуют так, как надо им. Но это не решает системной проблемы. Кризис отставания зреет и однажды всё-таки его смогут решить, но для этого нужны новые руководители, линейные кадры, финансы и более оттояенные массовые технологии.

Показать ещё 2 ответа
Ответить